История первых трех веков христианской эры овеяна ореолом славы христианских мучеников. Ничем иным так не подтверждалась высота христианского учения, истина веры во Христа Бога, как кровью Его свидетелей, – именно так переводится на русский язык греческое слово «мартирос», по-славянски «мученик». Проповедь о Распятом Боге для язычников была сродни безумию, грубым и безмерным суеверием: невежественная толпа ненавидела и гнала праведников за то, что христиане своей святой жизнью обличали ее пороки; знатные и образованные презирали христиан за мнимый фанатизм и изуверство, власть имущие видели в них разрушителей общественного порядка, основой которого было служение идолам и обожествление императора. В мире, где надеяться можно было только на силу римских мечей, где религия могла обходиться без искренней и преданной веры, а любовь к ближнему считалась признаком слабости, такие наиважнейшие для каждого человека добродетели как вера, любовь и надежда уже давно не существовали. Они были изгнаны из римского общества, и тех, кто пытался напомнить о них людям, распинали на крестах, бросали в огонь и в воду, отдавали на съедение львам.

Но несмотря на столетия жестоких гонений, Церковь не только не исчезла с лица земли, но стала еще сильнее и прекраснее, ибо кровь мучеников была семенем для ростков новой веры, новых поколений христиан, которые видели в подвиге мучеников неодолимую божественную силу и веру в окончательную победу добра над злом. О камень этой веры сокрушались вся злоба и лютость гонителей, а их зловерие и бесчеловечность становились столь очевидными, что часто сами гонители исповедали Христа Богом и принимали мученическую кончину во имя Его.

Мужество и стойкость христианских мучеников были поистине поразительными! Но был и такой род мученичества, который, хотя и не был связан с казнями и пытками самого христианина, но тем не менее почитается Церковью как истинное свидетельство веры во Христа и страдания за Него. Такое мучение претерпела св. София, мать трех малолетних дочерей, Веры, Надежды и Любви. Этих юных христианок бесчеловечный правитель приказал пытать и казнить на глазах собственной матери. Как свидетельствует церковное предание, София мужественно перенесла ужасающие муки и смерть своих детей. Но пережитые ею душевые страдания были так велики, что через три дня после их погребения, она умерла на могилах своих дочерей, стяжав мученический венец и нетленную славу. Память святых мучениц совершается Церковью 30 сентября по новому стилю.

Нечто подобное мы видим и в подвиге царственных страстотерпцев, Царя Николая, Царицы Александры и их святых детей, претерпевших мученическую кончину уже в наше время. Да, преступники, расстрелявшие помазанника Божия и его семью в подвале дома Ипатьевых в Екатеринбурге, казнили их вместе. Но еще задолго до расстрела, царственные отец и мать уже несли крест страдания за своих детей, день за днем восходя на свою Голгофу, веря, что их страдания не напрасны, ибо они следуют за Своим Спасителем, Который через славу Креста открыл людям вход в Небесное Царство. В следующем, 2018 году, мы будем праздновать церковный юбилей этого события, и никакие попытки переписать и исказить историю, кем бы и с каким размахом они не совершалась, не смоют позолоты с нимбов царственных страстотерпцев, ибо вернейшим свидетельством их святости стала их христианская мученическая кончина.

И этого не понять тем, кто сегодня идет в кинотеатр смотреть «Матильду», а после просмотра с наслаждением мусолит пикантные подробности показанной ему в ложном свете истории. Как древние язычники, спешившие занять места в Колизее, чтобы поглазеть на то, как на арене проливается кровь христиан, так язычники современные спешат на «Матильду», чтобы получить удовольствие от втаптывания в грязь знаменитым режиссером имени царственных страстотерпцев. И все это для того, чтобы убедить самих себя и других, что таких ценностей, как вера, надежда и любовь в этом мире не существует.

В таком мире верить не в кого и некому, все вокруг лгут и предают друг друга. А раз нет веры – надейся только на себя, на свои силы, ум, талант. А без надежды и веры бескорыстная и жертвенная любовь не имеет никакого смысла, да и попросту невозможна. А это, в свою очередь, означает, что вера, надежда и любовь, о которых говорится в Евангелии, миф, небылица, в которую серьезному человеку верить не подобает. Мир – тюрьма, где царит один закон: не верь, не бойся, не проси. Так современные инженеры человеческих душ сопричисляются к древним мучителям христиан, для которых слова Вера, Надежда, Любовь – преступление, достойное казни и поругания. Ничего не поделаешь, – каковы учителя, таковы и ученики.

Но у нас, христиан, другой Учитель – Христос! Ему мы следуем в своей жизни, Его слову мы верим, с Ним восходим на такую высоту, с которой становятся видны и красота человека во Христе при его временном несовершенстве, и бессилие зла при его видимом торжестве, и сияние Вечной Жизни во мраке окружающего нас мира. И образ трех юных мучениц и их святой матери, как и образ царственных страстотерпцев, на все времена останутся символом торжества этих великих христианских добродетелей – Веры над неверием, Надежды над отчаянием, Любви над ненавистью, символом веры во Христа!