Игорь Рустов

…Я анализировал и видел: Бог велит: не поклоняйся никакому изображению (иконе по гречески) Православные священники учат: изображениям (иконам) поклонятся не грех. Бог исключает всякий компромисс, в этом Его суть. Суть Антихриста — компромиссы. Меня спросила 8-ми летняя девочка из Церкви адвентистов: «Почему вы, православные носите на крестиках распятого Христа? Ведь Ему же больно.» Что ребёнку ответить? — Это не настоящий Христос, это Его символ, а настоящий Христос на Небе. [Разве я солгал ей?] — Тогда почему вы этому символу кланяетесь?,- спросила она. Я подумал,- Мы не только этим символам кланяемся, мы ещё це-лу-ем их, а настоящий Христос на небе. И тут я понял, в нашей Церкви таких символов куча, но это изображения, а настоящий Христос на небе.», и решил промолчать. [Разве я подумал не правильно?] Как вы будете выкручиваться перед ребёнком, понимая, что на вас смотрят многие ангелы и бесы. Уж они то прекрасно поймут, где вы слукавите, а где скажите правду. Вот тест, который прошёл я, сможете ли вы его пройти?…

Священник Андрей Гупало

Вы пишите: «Я анализировал и видел: Бог велит: не поклоняйся никакому изображению (иконе по гречески) Православные священники учат: изображениям (иконам) поклонятся не грех. Бог исключает всякий компромисс, в этом Его суть».

Сначала давайте ответим на вопрос: а когда была дана эта заповедь? В Ветхом Завете, до того, как Бог стал Человеком. И смысл этой заповеди поясняется в другом месте Писания: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор.4:15). Как Вы правильно заметили, слово «образ» по-гречески звучит как «икона». И здесь Бог употребляет это слова, так что если мы будем читать по-гречески, то должны будем вместо «образ» употребить слово «икона», т.е. евреи не видели ИКОНЫ Бога. Вот почему не могли и изображать того, чего не видели. А если бы и попытались, то это было бы ложное изображение, что и произошло в истории с золотым тельцом.

Но в Новом Завете Бог нам открыл Свой образ в Иисусе Христе, «Который есть образ Бога невидимого»(2Кор.4:4), и Которого, как пишет Ап. Иоанн, «мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1Иоан.1:1). Поэтому и сказал о Себе Сам Господь: «Видевший Меня видел Отца»(Иоан.14:9), и что подтвердил Ап. Иоанн, написав в своем Евангелии: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).

Итак, запрет на изображение Бога снят воплощением Его, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).

Именно против этого был направлен весь пафос иконоборчества в 8 в. в эпоху Вселенских соборов. Иконоборцы или отрицали возможность полного Боговоплощения, или не признавали сохранения неизменным человеческого естества во Христе. Поэтому иконопочитание и стало не благочестивой традицией только, но утверждением догмата о Боговоплощении: если Бог стал Человеком, значит поклонение воздается и Его человеческому естеству, которое Он принял в единство Своей Ипостаси. Если же следовать логике иконоборцев, то нельзя было кланяться не только изображениям Господа, но и Ему Самому, т.к. Божество во Христе оставалось по-прежнему невидимым.

Поэтому и девочке, которая посеяла сомнения в Вашу боголюбивую душу, я бы на Вашем месте ответил так: «Да, Ему очень больно, солнышко. Ему больно, когда люди грешат, и когда я совершаю плохие поступки. Поэтому я часто смотрю на Его Крест, чтобы помнить об этом и это помогает мне удержаться от многих дурных поступков. А еще я ношу его потому, что «не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»(Гал.6:14)». Но Вы почему-то так не ответили, да еще и подумали: «В нашей Церкви таких символов куча, но это изображения, а настоящий Христос на небе». Хотя девочка спрашивала Вас не о символах, а о смысле распятия. Думаю, что по малолетству своему она, в отличие от Вас, еще не видела греха в ношении такого символа. И даже поцеловала бы крестик, если бы Вы объяснили ей его смысл. И не согрешила бы, как не согрешит ребенок, который носит в своем нагрудном кармане фотографию своей матери, которую Господь призвал в Свои обители, и образ которой он с благоговением и любовью целует каждый вечер перед сном. Хватит ли у Вас сил назвать такого ребенка идолопоклонником за этот поступок?

Юрий Шадрин

Почему нужно носить крест на шее? Или это просто как защита но тогда как он действует? Просто можно как вы понимаете? Я понимаю крест как орудия казни нашего Господа, многие Христиане чаще поклоняются Кресту а не Христу,многие даже не знают что это просто носят.

священник Андрей Гупало

О ношении креста могу сказать следующее: это очень древняя традиция, но, конечно, не апостольского происхождения. Хотя это не означает, что в ней есть что-то дурное, нехристианское. В целом, вопрос этот разрешается в русле ответа на другой вопрос, — вопрос об иконопочитании. Как и икона, крест не есть самосущее начало божественной благодати. Крест — это икона страстей Христовых, воспоминание самого главного дела, которое Господь совершил ради нашего спасения — Его Жертвенной смерти за нас. И если крест изображается именно с этой целю, то тогда, как и всякая икона, он особым образом соединяет нас с Господом Распятым, а как всякая святыня — требует благоговейного к себе отношения. Ведь и Ап. Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).

Нам говорят: «А при чём здесь ваши кресты? Они не есть тот самый Крест, на котором был распят Господь. И потом, Апостол говорит о жертвенной смерти Христа, которую мы должны проповедовать людям». На первое мы отвечаем, что почитание образа относится к Первообразу, как художественное изображение к своему оригиналу. А на второе, задаём встречный вопрос: «А разве жертвенная смерть Господа произошла каким-то другим образом? И если жертва была принесена на Кресте, которым и должно хвалиться, то почему о ней нельзя сказать не только словами, но и художественными средствами?» И то, и другое достигает цели, при чем второе даже лучше с миссионерской точки зрения.

У меня был случай, еще до того, как я стал священником, когда мой нательный крестик стал поводом для проповеди Христа и Евангелия. Одна девочка, гулявшая во дворе девятиэтажного дома, подошла ко мне, сидевшему там же на скамейке с расстегнутым воротником по причине летней жары, и увидев крестик, спросила: «А что это такое?» Я ответил: «Крест». Она же не удовлетворилась столь кратким ответом и спросила еще: «А Кто это на нам?» Не помню точно, что я ей ответил, но помню, что это был самый незамысловатый рассказ о евангельских событиях. После этой моей импровизированной «проповеди» девочка спросила: «А можно и я буду носить крестик?» Я же ответил: «Можно. Но только надо верить в Иисуса Христа и крестится»… Через несколько лет после этой встречи я, уже будучи православным священником, сам крестил и эту девочку и ее маму. Вот так, совершенно неожиданным образом простой нательный крестик поспособствовал спасению душ человеческих. Если же в проповеди использовать только слово, то вы вынуждены всегда заговорить первым. Сам факт этого уже снижает возможность того, что ваша проповедь будет услышана, т.к. у слушателя всегда будет впечатление навязчивости проповедника. А это, как Вы понимаете, не очень располагает к доверию.

Конечно, простое ношение этой иконы-креста еще не делает человека христианином. И когда человек делает из крестика магический амулет и думает, что он помогает ему от сглаза и порчи, — это совершенная глупость. Но именно как к глупости к этому суеверию и нужно относиться. Всякая же глупость есть или следствие невежества или природной ограниченности. Первое легко исправить простым вразумлением, которое человек получает, когда начинает жить в Церкви, т.е. становится полноценным христианином. Второе, к сожалению, исправить не так просто, потому что такого рода глупость относится к сфере психической патологии. К этому могу добавить и то, что не все православные христиане носят на груди крест. Это именно благочестивая традиция, которая, как я слышал, не обязательна для христиан других поместных церквей.

1 комментарий

  1. Человек

    очень точно на тему образов / обрядов и прочей проекции святости в нашем мире говорит Игумен Евмений — https://www.youtube.com/watch?v=93s0pUFFnrM Мы — ищущие свет и любовь по своему малоумию и своей слепоте цепляясь и акцентируя внимание на внешнем теряем суть ….

Коментирование закрыто