Здравствуйте, Татьяна!

Спасибо за доверие, буду рад общению с Вами. Вопросы Ваши нахожу очень интересными, ибо они злободневны: относительно сект и вообще, иноверцев, очень многие сегодня находятся в том же опасном неведении, в котором пребывал долгое время и аз многогрешный. На моем тернистом пути к Богу довелось мне забрести и в кришнаитскую общину. То, что я узнал там о Боге, поверьте, никакого отношения к Евангелию не имеет. Я бы назвал это «евангелием-наоборот». Доказательств могу привести много, но лучше буду постепенно отвечать на Ваши вопросы, по мере того, как будет свободное время.

Вопрос такой, если позволите… Как Вы относитесь к такому понятию, как «секта»?…Что стоит за этим словом?…И кого, вообще, возможно считать сектантами?…И имеем ли мы право судить(не прогневляя Господа при этом) о том, что кто-то славит Господа, но на ином языке?…

К понятию «секта», как и к самим сектам и их представителям, отношусь, как и прочим явления нашего греховного мира с соболезнованием. За этим словом стоит попытка несовершенного, помраченного страстями человеческого сердца, создать такую форму духовной жизни, которая бы при минимуме затрат физической и психической энергии приносила бы человеку максимум удовольствия. В каждой секте свои способы достижения такого «блаженства», равно как и сами «блаженства» очень различны. По какому признаку узнаются сектанты? Их очень много, но от себя хочу предложить Вам один, на мой взгляд, наиболее верный критерий сектантства: сектанты — толерантны, т.е. веротерпимы, но только в общении со внешними. В своей же среде они страшные «ортодоксы», не останавливающиеся даже перед физической расправой с инакомыслящими. Права судить сектантов, или иноверцев, мы не имеем. Каждому человеку Судья – Господь. Но иметь здравое суждение о них мы обязаны, к чему нас призывает возлюбленный ученик Христов Апостол Иоанн Богослов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире»(Ин.1;4,1). А другой Апостол – Павел, утверждает следующее; «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4,58). Так что, если кто-то славит Господа Иисуса Христа на другом языке, и делает это правильно – православно, не искажая ни духа ни буквы Откровения, то он наш брат во Христе. А если кто-то на моем родном языке называет господом другого, то «это дух антихриста» (Ин.1;4,3).

Христос учил узнавать дерево «по плодам»…Конкретно в этом случае-…как понять-каковы они-…эти плоды? Так ли ядовиты, как утверждает наша православная церковь?…И если церковь людей с подобным вероисповедованием называет сектантами, то как же тогда быть с понятием «веротерпимости»?…

О каких плодах можно говорить, если для самих кришнаитов они никакого значения не имеют? Это в Нагорной проповеди есть четкие и понятные правила нравственной жизни человека. Посильное исполнение этих правил – заповедей, и есть плоды веры христианской. В бхагавад-гите же такого понятия как «грех» не существует. Там есть мифические страшилки о реинкарнации людей в образе растений, зверей и т.п., если они не будут верить в Кришну и совершать религиозные обряды. Ах, да! Еще – если будут кушать говядину. (Кстати, в христианском вероучении этого бредового учения о перевоплощении нет и следа). Тем же кто уверовал в этого бога закон не писан: на поле сражения, где Кришна раскрыл своему ученику Арджнуне учение о своем божестве, этот самый Арджнуна сомневался, может ли он идти войной на своих сородичей. Кришна успокоил его, сказав, что если война ведется во имя Кришны, то греха в том нет. Вот такая вот мораль. Одним из последних плодов этого очень интеллектуального учения стало зверское ритуальное убийство православного священника в Красноярской епархии; об этом был сюжет на центральном телевидении. Убийца, член кришнаитской секты, мотивировал свое преступление, тем, что совершил его по повелению самого Кришны. Вы слышали хоть об одном православном христианине, который бы во имя Христа отрезал служителю какого-нибудь культа голову, после чего окропил бы кровью жертвы языческий алтарь, а голову возложил бы на жертвенник? Но именно так поступил этот приверженец Кришны, явив тем самым, какие могут быть плоды у последователей этой религии.

О веротерпимости могу сказать следующее: если Сам Бог терпит не только лжеверие, что есть весьма серьезное преступление против Бога, но даже неверие в Него, — атеизм, то и мы, православные, должны также запастись терпением и продолжать свидетельствовать обезумевшему миру об истине христианской веры: «Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19). И при этом, ни о каком насилии над душой и телом человека речи быть не может. Приводить к вере во Христа можно только силой слова, и примером добродетельной христианской жизни. Понимать же веротерпимость как уравнение всех вер и религий в правах на обладание Богооткровенной Истиной, есть проявление безразличия не только к духовному состоянию своих ближних, но и к своей собственной душе. Да сохранит нас Господь от такой «веротерпимости»!

Со стороны той организации, насколько я наслышана, в сторону православной церкви много уважения к тому духовному наследию, что по крупицам накапливалось нашими святыми и угодниками Божьими,… а критика (вопрос, кстати говоря, о который и я сама споткнулась однажды в диспуте с этим человеком)-это несовместимость такого рода понятий , как заповедь «не убий»-и тут же убиение животных, для употребления их в пищу….И действительно…задумалась над этим…А ведь монашествующие не употребляют подобного рода мясной пищи, так?…И тогда почему это не коснулось православных мирян?…

Поверьте, до нашего наследия им нет никакого дела. У них совершенно отличная от христиан духовная практика, с которой никак не совмещаются ни наши посты, ни наши молитвы, ни все остальное. Все эти разговоры о единстве наших духовных богатств, всего лишь красивая приманка для неопытных душ, польстившись на которую человек уже не смотрит на более существенную, вероучительную разницу.

Из этой же области и извращенное толкование заповеди «Не убий». Для того, чтобы не затруднятся в диспутах на эту тему, обратите внимание Вашего собеседника на контекст этой библейской заповеди; первые четыре заповеди, говорят об обязанностях человека по отношению к Богу, а остальные шесть – об обязанностях человека к своим ближним, т.е. к людям. Например, заповедь о почитании родителей человек нарушает не только когда неуважительно относится к тем, кто его родил, но и к тем, кто намного старше его по возрасту. Ну а теперь представьте, что на Вас на улице набросилась собака, а Вы на нее замахнулись палкой, или, скажем, камнем запустили. А у собаки этой, наверняка, где-нибудь щенята имеются, т.е. собачьи дети, по-кришнаитской логике. Скажите, будет Вас после этого совесть мучить за нарушение этой заповеди? Конечно, нет! Точно также, как Вашего знакомца-кришнаита ничуть не беспокоит, что грибочки собранные им в лесу (надо же чем-то отсутствие мяса в рационе восполнять) являются собственностью живущего неподалеку ежика. По его толкованию, это нарушение заповеди «Не укради». А если серьезно, то разрешение вкушать мясо животных Бог дал Ною и сынам его (т.е. нашим предкам) сразу после потопа. И Сам Господь Иисус, как и любой правоверный иудей, без всякого сомнения вкушал мясо пасхального агнца, которого повелел закалать евреям Бог в воспоминание избавления от египетского рабства. Относительно неядения мяса монахами, надо знать, что монахи не потому от него отказываются, что есть мясо животных это грех, а потому что дают обет пожизненного поста (так легче справиться со страстями, воюющими против нас). По той же причине и миряне отказываются от мяса в период постов. Но для мирян и этого вполне достаточно.

Знаю, что в России этого рода течения далеко не единичные случаи…Такая вот массовость восточного направления…Что это? Свобода выбора людей? Слабость крепости православных стен? Или сила этой самой «Ведической философии»? …Интересно Ваше мнение, конкретно к этой организации, и что думаете по поводу моих рассуждений?

Вообще то массовость это не показатель позитива, и не только в религии. Говорить, что Православие в России самая массовая религия, тоже неверно. Воцерковленных христиан, как показывет практика, не больше 7-10 % от тех 70% населения, которые по традиции считают себя православными. И это потому, что «узки врата, ведущие в Царство Небесное». Большинство людей во все времена предпочитало более широкий путь, ведущий в погибель. Одной из полос этого магистрального направления в преисподнюю и является религия кришнаитов. Сказать, что это движение чем-то выделяется в России из ряда других сект, нельзя. Каждая секта имеет приблизительно равное количество адептов. Различия, конечно, имеются, но несущественные. Но если сложить все эти сектантские полосы в один ряд, то получится довольно внушительная автострада, что, конечно, не может нас, православных, не беспокоить. Из этого беспокойства и возникают различные миссионерские и антисектантские православные центры, которые ведут достаточно успешную борьбу за души нашего потенциально православного населения. И главным методом этой борьбы является предоставление полной информации по той или иной секте. Ибо, только обладая этой информацией человек в состоянии сделать действительно свободный осознанный выбор. Случай с Вашим знакомым как раз очень показателен, ибо, проповедуя свою философию, он скрывает от Вас многие неудобоприемлемые пункты своей веры, и в то же время, искажает основные постулаты нашей, Православной веры. Какая уж тут свобода, когда приходится выбирать между одной ложью и другой. В этой лжи и заключается основная «сила» этой философии. И неважно, что сами ее проповедники могут довольно искренне верить в эту ложь. Они те самые слепые, из евангельской притчи, которые хотят быть вождями слепых. Участь их одинакова: и те и другие упадут в яму. А крепость православных стен во все времена зависела от глубины веры церковных людей, то есть, нас с Вами. И важно знать, что стены эти каждый человек выстраивает в своей душе собственными силами, с помощью Божией, конечно, и из того материала, который нам представляет Святая Церковь. Никаких внешних стен и ограждений у Церкви Христовой не существует. Есть только спасительная ограда веры для стада Христовых овец, которые «слушают голос Пастыря и за Ним следуют», ибо только Он может спасти Свое стадо от расхищающих его волков – еретиков, безбожников и растлителей. Пребывающий в этой ограде никогда не погибнет, потому что вошел в нее по своей собственной воле. Те же, кто соблазняется на льстивые посулы еретиков, по-сути никогда христианами и не были. Они только случайно оказались в Церкви, но не вникли в суть учения и веры христианских, и, поэтому, «вышли от нас». Но, как говорит апостол, это произошло «потому, что они не были наши». Поэтому не стоит особенно соблазняться тем, что принадлежащие по рождению к православной традиции становятся кришнаитами, или какими-либо сектантами. С большой долей вероятности могу утверждать и то, что никогда воцерковленный православный христианин не становился последователем Кришны. Были случаи перехода в Католичество или протестантизм, но обращения к восточной религиозной практике для знакомого с азами Библии просто невозможно. Из этого делаю вывод, что все эти ведические течения в России и близких к ней республиках, обречены на положение кучки маргиналов, к которой всегда будут тянуться не в меру интеллектуальные люди, т.е., не желающие исповедовать, по их мнению, плебейскую веру. Их мнимая интеллектуальность видна из того, что ни в прошлом, ни сегодня вы не найдете в мире сколько-нибудь знаменитого ученого или деятеля искусств, значение которого было бы признанно большинством цивилизованного человечества, и который бы исповедовал ведическую философию, или еще уже, был бы практикующим кришнаитом.

…Как православному христианину быть…коль выпала «честь» споткнуться именно о такого человека, свято верящего в Бога, но прославляющего Его совершенно иным языком?…Нужно ли свидетельствовать именно в таком случае о Христе(ради спасения его души)? Стоит ли сочувствовать в таком вот случае или здесь уместнее будет просто смириться и уважать чистоту сердца тех людей, кто нашел именно вот ТАКОЙ путь к Богу?…А быть может, вообще, нужно было избегать такого рода общения?

На этот вопрос я уже ответил выше: конечно, свидетельствовать об истине Христовой – это наш непосредственный долг. Но для этого надо твердо стоять на позициях своей веры, знать и непреложно веровать в ее основные истины. Только в этом случае мы, если и не принесем пользы другим, то, по крайней мере, сами не понесем урона. Если мы еще слабы для такого свидетельства (признание чего есть также подвиг христианской веры), то лучше прекратить дискуссии о вере с такими людьми, сохраняя, впрочем, возможность для обычного общения. Если и это покажется Вам опасным (поверьте, в таком общении существует не только опасность интеллектуального соблазна, но и реальная опасность демонического воздействия), то нет греха в разрыве всяческих отношений с сектантами. Но даже в этом случае мы поступаем человеколюбиво, ибо порываем наши связи не из презрения к нашему ближнему, а в надежде на то, что сама наша непреклонность и бескомпромиссность в вопросах веры заронит в человеческую душу доброе беспокойство, — правильный ли путь к Богу он выбрал?

Храни Вас Господь и Матерь Божия!
С уважением, священник Андрей

5 комментариев

  1. Анна

    Нигде не говорится, что заповедь «не убий» распространяется только на людей. Так же Серафим Саровский говорил «утончайте ткани памяти». Употребляя скоромную пищу, особенно мясо и алкоголь, мы огрубляем тонкое духовное чувство, наверное.
    Потом на сколько я понимаю, нигде в Библии слово «мясо» не употребляется. Сам Иисус мяса не вкушал, в том числе на Пасху. Мы знаем, что текст Библии не просто Священен, но в нем много тайн, и каждый стих отдельно толкуется. Так же известно, что слово сакрально, и кроме того, сам Иисус есть Слово. И, можно предположить, что какое слово не произнесено, того нет. Но слова «мясо» нет в Библии, а в связи с Пасхой не упоминается слова «агнец».
    Все свидетельства указывают на то, что Тайная Вечеря была не пасхальной трапезой с неизменным ягненком, а, скорее, «прощальной трапезой», которую Христос разделил с любимыми учениками.
    Это подтверждает и покойный Чарльз Гор, епископ Оксфордский: «Мы признаем, что Иоанн верно исправляет слова Марка о Тайной Вечере. Это была не традиционная пасхальная трапеза, а прощальный ужин, последний Его ужин с учениками. Ни в одном рассказе об этом ужине не говорится о ритуале пасхальной трапезы» («Новый комментарий к Святому Писанию», ч. 3, с. 235).
    Это касаемо Библии.
    Опять же, я читала, что в пророчестве каком-то говорилось, что придет Тот, кто будет есть молоко и мед.
    И в это верится — сложно представить, что Иисус стал бы есть мясо.

    Я сама перестала есть мясо, долго к этому шла, смущалась. Одно время мяса просто не хотелось, но я себя заставляла, потому что считала, что это ненормально. А потом начала немного по-другому к этому подходить. В первую очередь, как бы глупо это не звучало, мне кажется жестокость есть жестокость, и это противоположно добру. Я понимаю, что слова эти звучат неприятно, сама многие годы просто терпеть не могла вегетарианцев, аж меня трясло от них. А потом поняла, что такая реакция бывает на тех, кто говорит тебе о твоих грехах, а ты не хочешь в них сознаваться. У меня сейчас раздражение бывает, когда мама говорит, что я чего-то не сделала. А это по-сути одно и тоже, просто тема другая. Потом мне кажется, что научившись уважать живое, больше ценности начинаешь придавать любой жизни, большую ценность обретает и жизнь человеческая. Мне кажется в нашем мире жизнь ценится очень мало, много жестокости кругом. А тут… Почти год назад я перенесла тяжелую утрату, с которой не могу пока смириться. И может это мне помогло с большей уверенностью идти по этому пути.

    Ну и физиологически человек — травоядное животное, и наш организм не приспособлен к принятию мясной пищи.

    У нас употребление мяса в пищу обусловлено историко-культурными особенностями. Опять же, сейчас мне сложно представить, как современный, цивилизованный человек, гуманист, может есть то, что живое.

    Я не то чтобы призываю кого-то, просто мне кажется, что такая позиция не лишена оснований. И если кришнаиты это традиционно воспринимают (хотя опять же в той же Индии не так уж и много вегетарианцев сейчас, и говядину едят и все такое), то и христиане могут обратиться к своим традициям и истокам. Просто время сейчас такое — жестокость и насилие повсюду, и мы его уже не так сильно ощущаем.

    1. Андрей Гупало

      Анна, Вы давно читали Библию? Скажите мне тогда, заповеди с 5 по 10 кого имеют ввиду? Если пользоваться Вашей логикой, то под отцом и матерью надо понимать и родителей кошек и собак. О воровстве я уже писал. Гнусные половые вязи с животными вообще выходят за рамки 10 заповедей и как таковые никакого отношения к заповеди «Не прелюбодействуй» не имеют. Затем, как Вы себе представляете ложь по отношению к животным? А последнее повеление вообще говорит конкретно: «Не пожелай ничего, что у БЛИЖНЕГО твоего». Для тех, кто «на бронепоезде»,заповедь даже перечисляет, чего именно не должно желать человеку. И после этого Вы будете утверждать, что заповедь «Не убий» относится не только к человеку? Что ж, тогда откройте Нагорную проповедь (Вы ведь знаете, где ее найти) и прочтите комментарий к этой заповеди Самого Господа.

      И не читайте больше бульварно-оккультуню литературу (в лучшем случае, поместите ее в своем нужнике). Преподобный Серафим никакого отношения к «тканям памяти» не имеет. Эту чушь сочиняют всевозможные гуру и лжеучителя, которые паразитируют на именах православных святых, дабы прельстить неокрепшие в вере души.

      1. Анна

        Простите, отец Андрей, давно не заходила к вам на сайт и вашего ответа не видела к сожалению. Очень резкого…
        Возможно и не имеет ничего к «тканям памяти» Преподобный Серавим, однако я цитирую православного монаха, проблема в том, что видео из сайта «вконтакте» не содержит более полной информации о том, кто этот человек.
        Спасибо за совет держать духовную литературу в нужнике, я от него воздержусь.
        Кушайте трупов, будьте счастливы.

        1. Андрей Гупало

          Простите, Анна, за резкий тон моего ответа, постараюсь впредь вести беседу более взвешено.

          Вы пишите: «Все свидетельства указывают на то, что Тайная Вечеря была не пасхальной трапезой с неизменным ягненком, а, скорее, «прощальной трапезой», которую Христос разделил с любимыми учениками».

          Пусть так и было, как говорит Оксфордский богослов, но отрицать, что Христос до этой Вечери никогда не участвовал в пасхальной трапезе и не ел положенного закланного ягненка, было бы слишком наивно. Не говоря о том, что Сам Христос в дни Свих Страстей послал учеников в Иерусалим не за чем иным, как приготовить пасхальную трапезу. Просто внимательнее прочтите это место Евангелия и все станет на свои места: Христос никогда не отказывался от вкушения мяса (а по-вашему — «трупов») и никого к этому не призывал.

          Молоко и мед, о которых Вы слышали, это библейские символы земного изобилия и благополучия. В Ветхом Завете это выражение встречается много раз и никогда не употребляется в чисто гастрономическом смысле. Вот один из примеров: «Ибо Я введу их в землю, как Я клялся отцам их, где течет молоко и мед, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой» Книга Второзаконие 31:20.

          Вы говорите, что «христиане могут обратиться к своим традициям и истокам», но у христиан никогда не было запрета на какой-либо род пищи. Еще в Ветхом Завете Бог благословил людям вкушать мясо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу» Книга Бытие 9:3. В Новом Завете отношение к мясной пище не изменилось, а прежние ритуальные запреты на употребление в пищу мяса «нечистых» животных, были отменены: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» —
          что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Послание к Колоссянам 2:20-23

          Это то, что касается Библии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *