Наиболее видным представителем второго поколения нагайбакских пастырей был Феодор Михайлович Альметев, учитель, священник, миссионер, в ранние годы жизни ученик о. Игнатия Тимофеева, а впоследствии его сотрудник и даже руководитель всего нагайбакского духовенства. От своих старших собратьев по служению о. Феодор воспринял самые лучшие качества: глубокую и искреннюю веру, ревностное отношение к делу Церковного служения, христианскую любовь к своему народу. В лице о. Феодора дело нагайбакской миссии шагнуло далеко за пределы одной народности, распространившись среди коренных жителей Казахской степи – киргиз-кайсаков, среди которых он начинал свое служение.

Феодор Михайлов Альметев родился 14 января 1876 г. в семье казаков-нагайбаков. Его родителями были: служащий урядник Остроленского поселка Михаил Васильевич Альметев (1839 г.р.), и его законная жена Евдокия Георгиевна. 19 декабря того же года новорожденный Феодор был крещен в Остроленской походной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Таинство Св. Крещения совершили: настоятель прихода арсинский священник Никонор Евфорицкий и исправлявший должность псаломщика Николай Венцов. Восприемниками стали: того же поселка служащий урядник Хрисанф Иоаннович Дюскин и есаульская дочь девица Елисавета Александровна Биктеева [8, л. 19 об-20]. Будущий нагайбакский пастырь рос в многодетной семье, в которой царила атмосфера христианского благочестия и любви к школьному просвещению. Глава семьи принадлежал к славному офицерскому роду Альметевых, некоторое время был станичным атаманом, а в 70-х гг. исполнял должность учителя Остроленской казачьей школы; в 1875 г., в связи с отстранением от преподавательской деятельности Игнатия Тимофеева, ему даже пришлось временно исполнять должность заведующего Фершампенуазской Центральной школы.

Достаточно просвещенным человеком был и дед Феодора Альметева – Василий Константинович Альметев. Родившись в 1804 г.р. в д. Шарашлы Белебевского уезда Казанской губернии в семье есаула в 1844 г. вместе с другими нагайбаками он переселился на Южный Урал, где стал одним из основателей Остроленского поселка. На фотографии, сделанной примерно в нач. 80-х гг. XIX ст., Василий Альметев, уже почтенный старец, запечатлен держащим перед собой раскрытую книгу. О любви семьи Альметевых к просвещению говорит и факт их тесной дружбы с просветителем нагайбаков Игнатием Тимофеевым. Вот как И. Тимофеев рассказывает о первом своем посещении Остроленки и о знакомстве с семьей Альметевых: «Приехавши в Остроленку, я остановился на квартире у отставного урядника Василия Константиновича; это очень добрый старик, бывший прежде 14 лет станичным начальником. Сын его в этом селе учителем, это самые первые мои знакомые. Приехавши в Остроленку, мы ходили в церковь молиться; с нами ходили и хозяева, у которых я остановился… У Василия Константиновича я каждый день в течение недели читал крещено-татарские книги. Хозяева были очень рады этому, и я учил учеников хозяйского сына петь молитвы по-татарски» [7, с. 361-363]. Через 10 лет, когда о. Игнатий станет приходским священником остроленцев, его дружеские отношения с семьей Альметевых станут еще более крепкими.

В 1889 г., во время своей миссионерской поездки к нагайбакам, о. Василий Тимофеев встретился со старейшинами и почетными гражданами Остроленки, в числе которых были Василий Константинович Альметев и его сын Михаил. Остроленцы благодарили казанского миссионера за работу по христианскому просвещению нагайбаков, а Василий Альметев в одно из воскресений пригласил о. Василия к себе и поделился с ним сведениями о происхождении нагайбаков, доставшимися ему по наследству [25, с. 161-167]. Свидетелем этих бесед несомненно был и юный Феодор Альметев, которому в то время  было 13 лет, и он тогда только начинал учиться в Остроленской школе под началом о. Игнатия Тимофеева. Знакомство с прославленным казанским миссионером, а также благотворное влияние личности первого нагайбакского пастыря и учителя о. Игнатия, повлияло на решение Феодора жизнь свою посвятить христианской миссии и церковному служению. По рассказам родных, по окончании поселковой школы Феодор Альметев размышлял о своем призвании: по примеру деда и отца, а также старших братьев стать военным или же посвятить жизнь церковному служению? Выбор был сделан в пользу духовного образования, для получения которого он поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию, преподавание в которой имело миссионерский характер.

По окончании курса в учительской семинарии 28 июня 1895 г. Феодор Альметев Оренбургским войсковым начальством был определен учителем Великопетровской станичной школы. Его учительская карьера длилась недолго, всего 3 года. Уже в этот период обнаружились миссионерская настроенность будущего нагайбакского пастыря: когда его ученики из калмыцких семей отказались посещать церковное богослужение, объясняя это родительским запретом, учитель Альметев попытался разобраться в причинах такого отношения калмыков к Церкви. Выяснилось, что калмыки, номинально исповедующие Православие, по своей вере остаются все теми же язычниками-ламаистами. Позднее в одной из своих миссионерских статей о. Ф. Альметев писал: «Много раз приходилось мне самому лично видеть у старых калмыков и калмычек идолов, изображающих изуродованный вид человека. Идолы эти преимущественно из красной меди, величиной вершков пять; хранятся они обыкновенно в особо устроенных футлярах. Очень редко можно встретить калмыка в храме» [3, с. 205]. Описав их языческие обычаи и обряды, о. Феодор предположил, что христианское просвещение калмыков можно было бы совершить тем же способом, что и нагайбаков – распространив среди них Св. Писание на родном языке. При этом он считал, что прежний калмыцкий перевод, экземпляры которого он нашел в церковных библиотеках Великопетровки и Остроленки и который был издан при помощи старомонгольского письма (монг. Тодо-бичиг, «ясное письмо»), необходимо заменить на новый, набранный кириллическим шрифтом.

Через два года, 3 ноября 1897 г., по просьбе Оренбургского Епархиального начальства молодой учитель был переведен в Требиатскую миссионерскую школу. Не позднее этого времени Феодор Альметев вступил в брак с Пелагеей Семеновной. Через полгода, 12 июля 1898 г., Оренбургский Преосвященный Владимир (Соколовский) (1896-1903) рукоположит требиатского учителя во диаконы, а ровно через неделю, 19 июля 1898 г., – во священники к Покрово-Богородицкой церкви оренбургских нагайбаков п. Подгорного. Так, служение о. Феодора в Церкви сразу же приняло миссионерский характер: влияние мусульманских проповедников на оренбургских нагайбаков с каждым годом усиливалось, и они для утверждения в Православии нуждались в ревностном и образованном пастыре. В Подгорном у супругов Альметевых родились первые дети: дочь Александра (20.03.1900 г.) и сын Михаил (20.10.1901 г.).

Через четыре года, 20 ноября 1902 г., в рамках укрепления одного из двух недавно открывшихся инородческих противомусульманских благочиний [6, л. 1-2]. по представлению тургайского областного миссионера и уездного благочинного протоиерея Феодора Соколова, Преосвященный Владимир перевел о. Феодора священником недавно открытого прихода, состоявшего из двух переселенческих поселков в Кустанайском уезде. Так начинается его пятилетнее служение в киргизской миссии. Миссионерские возможности талантливого инородческого пастыря не могли до конца раскрыться в рамках небольшого русского прихода, и 6 мая 1903 г., тем же Преосвященным Владимиром о. Феодор Альметев был переведен священником Семиозерного миссионерского прихода Кустанайского уезда. Через 6 дней после выхода указа о переводе, 12.05.1903, в семье супругов Альметевых появилась на свет вторая дочь – Муза. Здесь же, в тургайских степях, 12.02.1905 г. родится и третья дочь о. Феодора – Зоя.

На новом месте поле его миссионерской работы расширилось необыкновенно: в его обязанности входило посещение русских переселенческих поселков не только в Кустанайском, но и в Тургайском уезде, расположенных от прихода на расстоянии до 150 верст. В этих посёлках, не имеющих своих приходских церквей, миссионер по благословению архиерея совершал необходимые христианские требы и даже Божественную Литургию на переносном антиминсе. Объезжая русские поселки о. Феодор часто посещал и казахские аулы, где встречался и беседовал с коренным населением Тургайской степи – киргиз-кайсаками, которые расспрашивали «русского муллу» об особенностях христианской веры, сравнивая его ответы с речами мусульманских проповедников. Общение православного священника с инородцами не встречало никаких препятствий; составители одного миссионерского отчета отмечали: «Живший среди киргизов с самого раннего детства, быт киргизов Альметьев[1] знает хорошо, язык знает в совершенстве» [22, с. 302]. По этой причине о. Феодор часто гостил в казахских аулах довольно продолжительное время, при этом «пользуясь приемом и почетом» у местного населения. О том, как строились беседы священника с киргизами, в том же отчете сообщается: «Особенно охотно слушают киргизы чтение книг на их родном языке. Начиная читать и рассказывать отдельные статьи из Ветхого Завета, переходил он, Альметьев, на Нагорную проповедь Иисуса Христа с разъяснением им прочитанного» [22, с. 303]. 18 мая 1905 года за труды по просвещению киргизов свящ. Феодору Альметеву было преподано Архипастырское благословение с установленной грамотой [5, л. 5]. В 1906 г. служение молодого пастыря было отмечено Епархиальным начальством дважды: 29 марта 1906 года за ревностное исполнение служебных обязанностей он был награжден набедренником, а 31 мая 1906 года за усердные труды, оказанные при постройке церкви поселка Ерисковского Кустанайской губернии, ему было преподано Архипастырское благословение. В этот же период появляются первые миссионерские статьи о. Феодора, публикуемые на страницах официального епархиального издания: кроме уже упомянутой статьи «Калмыки Оренбургской епархии» за 1903 г. [3, с. 205-207], в 1904 г. выходит его статья-корреспонденция: «Из миссионерской поездки по киргизской степи» [2, с. 926-929].

Активная миссионерская деятельность о. Феодора не осталась незамеченной, и 24 апреля 1906 г., указом Оренбургского Преосвященного Иоакима (Левитского) (1903-1910) священник был переведен в поселок Александровский Кустанайского уезда, с назначением на должность заведующим миссионерским станом. По семейным обстоятельствам к новому месту службы о. Феодор прибыл только 26 июля: 26 июня 1906 г. в семье Альметевых родился второй сын, Петр. Прибыв на место назначения, о. Феодор сразу же приступил к знакомству с населением близлежащих аулов и с делами миссии. Главным делом миссионерского Александровского стана была инородческая школа-интернат, в которую в основном принимали киргизских детей. В задачи школы входило обучение детей инородцев русскому языку и грамоте с целью привития им доверия и уважения к русским переселенцам. Местное население поначалу отнеслось к о. Феодору враждебно: киргизы думали, что священник, владеющий киргизским языком, назначен на должность начальника миссии специально, чтобы обращать их народ в христианство. Развеять эти страхи помогло знание о. Феодором менталитета и культуры киргизского народа, которые «встретив в священнике Альметьеве любезного собеседника, знающего их быт и язык, взгляд свой переменили, сами стали посещать его, и в поездках оказывать любезный прием» [22, с. 302]. В 1905 г. в школу поступил 141 ученик. После начала занятий в миссионерской школе, о. Феодор совершил миссионерскую поездку на Убаган, посетив школы в отдаленных аулах, а также поселки русских переселенцев.

У нового начальника Александровского стана были большие планы по расширению миссии, но в 1907 г. из-за недостатка финансирования стан был закрыт, а сам он 21 августа был переведен на должность священника Павловского прихода Кустанайского уезда [10, с. 224]. Весной следующего года о. Феодор со всем семейством вернулся на родину: 29 мая 1908 г. распоряжением Епархиального начальства он был назначен на должность священника п. Арсинского Верхнеуральского уезда [11, с. 180]. В этом поселке родится третий сын о. Феодора, Василий, который умрет в младенческом возрасте.

Лето 1911 года в Оренбургской губернии выдалось неурожайным, и приближающаяся зима грозила голодом не только простым крестьянам, но и духовенству, которое зависело как от хлебных пожертвований прихожан, так и от урожая, выращенного на собственной земле. Для о. Феодора положение осложнялось еще и тем, что 30 июля того же года, в многодетной семье Альметевых родился седьмой ребенок – сын Гаий. Пособие, которое могло бы помочь нуждающимся, семья о. Феодора получит только через год; согласно официальном отчету, из суммы, назначенной для выдачи ссуд духовенству Оренбургской Епархии, пострадавшему от неурожая, священник пос. Арсинского Ф. Альметев получит 75 р. [21, с. 154]. Но в 1911 г., спасаясь от неминуемой нужды, о. Феодор вынужден был подать прошение на перевод в Томскую епархию, которое и было удовлетворено 12 октября [12, с. 359]. Не успела семья о. Феодор собраться в дальнюю дорогу, как в Требии 2 ноября 2011 г. умирает священник-миссионер о. Макарий Софронов. За годы своей работы о. Макарий сделал немало для ограждения Требиатских нагайбаков от влияния мусульманской пропаганды, но Требия, с ее разноплеменным и разноверным населением, по-прежнему требовала неослабевающего миссионерского внимания. Возможно, это повлияло на решение о. Феодора, несмотря не все трудности, продолжить свое служение в Оренбургской епархии: 16 ноября священник п. Арсинского Верхнеуральского уезда Ф. Альметев, согласно собственному прошению, был оставлен на священническом месте в том же поселке [13, с. 384]. Но Епархиальное начальство, по издревле сложившейся традиции наследования священнических мест, в конце 1911 г. назначило в Требию сына недавно почившего о. Макария – Николая Софронова.

Не находя практического применения своим миссионерским способностям на русском приходе, о. Феодор направил их на изучение истории собственного народа. В 1911 г. на страницах ОЕВ им была опубликована этнографическая заметка: «Нагайбаки» [4, с. 1097-1099], в которой, на основании памятных записей деда о. Феодора, Василия Константиновича Альметева, поднимались вопросы этногенеза нагайбаков, были обозначены основные вехи их истории, а также сделана попытка истолкования самого этнонима «нагайбак». Автором заметки «Из быта нагайбак», опубликованной в одном из номеров ОЕВ за 1912 г. [24, с. 649-653], скорее всего, также является о. Феодор: кроме того, что автор сам себя причисляет к нагайбакам, он хорошо знаком с их историей, обычаями и нравами, имеет несомненные литературные способности, а инициалы «С.А.», которыми автор подписал свою статью, можно расшифровать как «священник Альметев». В статье изображена картина эволюции духовно-нравственной жизни нагайбаков, начиная от переселения их на Южный Урал и заканчивая современной автору эпохой. По мнению автора, благие перемены в духовном облике народа произошли тогда, когда «блаженной памяти незабвенные труженики на ниве просвещения инородцев – Н.И. Ильминский и о. Василий Тимофеев обратили внимание и на наших нагайбак: появились учителя, а потом и священники из тех же нагайбак» [24, с. 652]. 25 марта 1912 г., спустя 14 лет служения в священном сане, 1912 года, ко дню Св. Пасхи, «за ревностное исполнение служебных обязанностей и благоповедение», о. Феодор Альметев получил свою первую церковную награду – скуфию [14, с. 133].

В начале 1913 г., 9 января, священническое место в Требии вновь становится вакантным и о. Феодор подает прошение о переводе его в Требиатский приход, которое было удовлетворено 14 января того же года [15, с. 15-16]. Так начался второй период его пастырства, который прошел на родине, среди нагайбаков, где он сначала в должности священника миссионерского прихода, а затем благочинного фактически встал во главе нагайбакской миссии. Первым миссионерским приобретением о. Феодора Альметева стало присоединение к Православию 2 июня 1913 г. жителя д. Махмутковой Орского уезда башкира Абубакира Абдулмазитова, 40 лет, из магометан, с наречением новопросвещенному христианину имени Никифор [16, с. 285].

Определением Епархиального начальства от 24 августа 1913 г., градо-Верхнеуральский Благочиннический округ был разделен на два округа: градо-Верхнеуральский и Требиатский [9, с. 307-308]. При этом в новосозданный Требиатский округ вошли 11 церквей: 4 из Троицкого уезда и 7 из Верхнеуральского, в том числе и приходы верхнеуральских нагайбаков. Исполняющим должность благочинного вновь образованного Требиатского округа был назначен священник Требиатского поселка Феодор Альметев. Вскоре он был утвержден в этой должности: в сообщении от 10-го ноября 1913 года о присоединении требиатским священником к Православию дочери казака-старообрядца поселка Романовского Верхнеуральского уезда, девицы Анисии Димитриевны Садчиковой, о. Феодор уже назван благочинным Требиатского округа [17, с. 77]. В качестве благочинного о. Феодор следил за состоянием церковной жизни на вверенных его попечению приходах, доносил до приходских священников постановления Епархиальной власти, возглавлял богослужения и проповедовал в дни престольных праздников. Скорее всего, он возглавил и освящение нового храма в Париже 27 мая 1914 г., что было непосредственной обязанностью всех благочинных. Его работа среди нагайбаков теперь заключалась в поддержании церковной жизни народа на том уровне, который был достигнут трудами его предшественников; к этому времени совершение богослужения в нагайбакских храмах на языке нагайбаков стало установившейся нормой, языческие обычаи нагайбаков, благодаря христианскому просвещению и церковной проповеди, постепенно уходили в прошлое, мусульманский прозелитизм среди нагайбаков, не находя почву для дальнейшего роста, прекратился. А пример обращенных из ислама в Православие мусульман говорит и о переходе Православной миссии от оборонительной тактики в миссионерское наступление. Назначение священника-инородца, коренного нагайбака на должность благочинного не только нагайбакских, но и русских приходов, ознаменовало собой окончательное утверждение верхнеуральских нагайбаков в Православии, которые не были уже странниками и пришельцами в лоне Православной Церкви, но даже выгодно отличались от своих русских единоверцев уровнем христианского просвещения, особой любовью к храмам и богослужению, образованностью и благочестием своего духовенства.

Требия продолжала оставаться центром благочиннического округа, а священник Феодор Альметев – благочинным и после реформы благочиннических округов, совершившейся согласно постановлению XVI Общеепархиального Съезда духовенства Оренбургско-Тургайской епархии от   30 мая – 1 июня 1915 г.; тогда Требиатский округ был преобразован в 3-й округ Верхнеуральского уезда, а о. Феодор был оставлен в должности благочинного нового округа [23, с. 373-375]. О. Феодор Альметев будет добросовестно исполнять обязанности благочинного вплоть до революционных потрясений 1917 г.: весной 1916 г. им были присоединены к православию из раскола австрийского толка казак поселка Романовского Верхнеуральского уезда Димитрий Иосифов Ломакин, 18 л., и казачья девица того же поселка Пелагея Иванова Хохулина, 18 л. [18, с. 129]. В том же году, во внимание к усердной и полезной службе, Преосвященный Мефодий (Герасимов), Еп. Оренбургский и Тургайский (1914-1920) наградил священника Верхнеуральского уезда Требиатского поселка Ф. Альметева камилавкой [19, с. 232], а за понесенные труды по обстоятельствам военного времени, в том же году ему было преподано Архипастырское благословение с грамотой [20, с. 404]. Верность о. Феодора миссионерскому призванию в этот трудный для страны и Церкви период проявлялась и в ежемесячных пожертвованиях Требиатского священника на деятельность Оренбургского Михайло-Архангельского Братства, действительным членом которого он числился в 1915 г. [1, с. 14].

Жизнь нагайбакского священника и миссионера, представителя старинного и славного офицерского рода казаков-нагайбаков Альметевых, оборвалась трагическим образом в годы Гражданской войны, там же, где и начиналось его служение: по воспоминаниям родных, 14 января 1920 г. о. Феодор Альметев был расстрелян в небольшом городке Сергиополь близ Семипалатинска, в Восточно-Казахстанской области, куда он пришел вместе с отступавшими под натиском красных войсками атамана Дутова. Через 10 дней там же погиб и его старший сын, Михаил. Супруга о. Феодора и его младшие дети остались живы; переселившись в Остроленку, они были вынуждены испытать все тяжести и бедствия, вызванные событиями Гражданской войны и последовавшего затем периода репрессий, направленных против Церкви и ее служителей.

 

Список литературы:

  1. Алфавитный список действительных членов Оренбургского Епархиального Михайло-Архангельского Братства за 1915 год // Оренбургские епархиальные ведомости (ОЕВ). 1916. № 15-16. Приложение.
  2. Альметев Ф.М., свящ. Из миссионерской поездки по киргизской степи // ОЕВ. 1904. № 24.
  3. Альметев Ф.М., свящ. Калмыки Оренбургской епархии // ОЕВ. 1903. № 5.
  4. Альметев Ф.М., свящ. Нагайбаки. Этнографическая заметка // ОЕВ. 1911. № 49.
  5. Ведомость о церкви Михайло-Архангельской, Верхнеуральского уезда, Оренбургской епархии, Требиатского поселка за 1913 г. // ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1776.
  6. Дело о формировании двух новых инородческих противо-мусульманских благочиний, 1899-1901 гг. // ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 7137.
  7. Казанская центральная крещено-татарская школа: материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. Сост. Н. Ильминский // Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1887. — 484 с.
  8. Метрическая книга Оренбургской Духовной Консистории Покровской церкви Остроленского отряда на 1876 г. // ГАЧО. Ф. И-226. Оп. 13. Д. 1.
  9. Определение Епархиального Начальства от 24 августа 1913 г. № 1295-5208 // ОЕВ. 1913. № 35.
  10. ОЕВ. 1907. № 34-35. Часть официальная.
  11. ОЕВ. 1908. № 23-24. Часть официальная.
  12. ОЕВ. 1911. № 44. Часть официальная.
  13. ОЕВ. 1911. № 47. Часть официальная.
  14. ОЕВ. 1912. № 12-13. Часть официальная.
  15. ОЕВ. 1913. № 3. Часть официальная.
  16. ОЕВ. 1913. № 33-34. Часть официальная.
  17. ОЕВ. 1914. № 8. Часть официальная.
  18. ОЕВ. 1916. № 15-16. Часть официальная.
  19. ОЕВ. 1916. № 24-26. Часть официальная.
  20. ОЕВ. 1916. № 49-52. Часть официальная.
  21. Отчет в израсходовании сумм, поступивших от Комитета Похоронной Кассы Государственными 4% рентами на 7000 рублей на выдачу ссуд духовенству, пострадавшему от неурожая в 1911 году // ОЕВ. 1912. № 14.
  22. Отчет о деятельности Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1906 г. // ОЕВ. 1907. № 44.
  23. Протокол Оренбургской Духовной Консистории по вопросу о распределении благочиннических округов Оренбургской епархии, 1915 г. июля 7 дня, № 551 // ОЕВ. 1915. № 35-36.
  24. С.А. Из быта нагайбак // ОЕВ. 1912. № 32-33.
  25. Тимофеев В.Т., прот. Миссионерское путешествие по инородческим приходам Оренбургской епархии / В. Тимофеев // ОЕВ. 1890. № 5.

[1] В официальных отчетах фамилию о. Феодора искажали, прибавляя мягкий знак после буквы «т»: «Альметьев». Но сам священник подписывался в документах только как Альметев.