Моя старая статья, посвященная Критскому собору 2016 г. Собор, как известно, состоялся, но только без нашего участия. Именно поэтому его статус Всеправославного мы не признаем. Так что, можно сказать, что это статья о несостоявшемся соборе.

***

Одним из важнейших догматов Православной веры является вера в органическое единство Церкви, в святость и непорочность ее Основателя, Господа Иисуса Христа, в ее соборность, выражающуюся в единстве веры во Святую Троицу и литургическом общении всех Православных Поместных церквей и их членов, а так же в апостольское происхождение и преемство ее священной иерархии.

Единство Церкви есть ее актуальное свойство, которое не может быть поколеблено или разрушено никакими враждебными силами, ни внутренними, ни внешними: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Все христиане, а не только представители иерархии, несут ответственность за сохранение церковного единства, да исполнятся слова Первосвященнической молитвы Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Иоан.17:21).

Сохранение единства Церкви – залог пребывания в мистическом общении с Ее главой – Христом. Вносящий же раздоры, расколы и ереси в Церковное тело разрушает не единство Церкви – что невозможно! – , но сам отпадает от единства с Церковью, а значит – от Бога.

Божественный Основатель Церкви предвидел, что главнейшее дело Его домостроительства – Святая Церковь, во все времена будет подвергаться опасности разделения, главной причиной которого будет оскудение любви у некоторых ее членов. А потому Господь заповедал христианам хранить любовь между собою, как главное условие личного спасения и как непобедимую силу единства всех христиан.

Из посланий апостольских нам известно, что разрушительная работа против Церкви Христовой началась уже в первые годы ее существования. Так Апостол Павел, обращаясь к римским христианам, говорит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим.16:17). Зачинщиками этих церковных разделений и соблазнов всегда являлись отдельные члены Церкви, отвергшие основной закон христианской жизни – братскую любовь, и поставившие свое, искаженное понимание веры выше веры всей Церкви.

Отпавших от единства Церкви апостолы называют еретиками. Эти последние, уходя из Церкви и увлекая за собой в погибель некоторое количество соблазненных душ, иногда присваивали себе наименование «церкви» или «христиан», хотя на самом деле уже никакого отношения ни к Церкви, ни ко Христу не имели. Ибо Церковь имеет общение со своей Главой – Христом, в Духе Святом, благодатной силы Которого еретики лишились покинув её спасительную ограду.

Собор иерархов православной церкви. Общее фото

Механизмом, который ярче всего обнаруживал единство всех Поместных Церквей, всегда были и остаются церковные соборы. Начиная с апостольского собора в Иерусалиме и вплоть до наших дней соборы являются голосом Церкви Христовой, которым она провозглашает истину божественного учения и обличает злобу еретиков. На соборах так же решаются вопросы внутренней жизни и устройства Церкви, формулируется её отношение к внешнему миру и его вызовам.

Наиболее известными и авторитетными в истории Церкви являются семь Вселенских соборов, состоявшихся в IV-VIII веках, и во всей полноте и ясности выразивших догматическое учение Церкви. Соборы, созывавшиеся в последующие времена, уже не имели статуса вселенских, так как только углубляли понимание уже раскрытых Вселенскими соборами божественных догматов. Невозможность созывать Вселенские соборы была продиктована ещё и тем, что во втором тысячелетии христианской эры Церковь лишилась поддержки государственной власти в лице Византийского Императора и вынуждена была сосредоточить все силы на выживание в новых, зачастую неблагоприятных, исторических условиях. Принцип соборности в этих новых условиях обеспечивался заочным общением предстоятелей Поместных церквей, которые решали вопросы, волновавшие Церковь, согласным консенсусом голосов.

Особенностью этой эпохи стало появление в мире множества, так называемых, христианских церквей и конфессий, признающих Иисуса Христа Господом и Спасителем, но разнящихся в понимании других догматов христианской веры. Их появление стало следствием всё той же человеческой немощи и гордыни, которые лежат в основании всякого церковного раскола. Первым и наиболее трагическим расколом стал так называемый Великий раскол 1054 года, который отторг от единства с Христовой Церковью большую часть Западной церкви во главе с Римским епископом. В дальнейшем разделения происходили уже в самой Римской церкви, усвоившей себе название католической, а отколовшиеся от общения с ней сообщества стали именоваться протестантами.

В современном мире христианство представлено весьма широким спектром исповеданий, но каждое из них в той или иной степени содержит евангельское учение в искаженном, неправильном виде. Все они, за исключением римо-католической церкви, содержат ложное учение о Церкви Христовой, которая, будто бы, закончила своё существование со смертью последнего апостола и возродилась спустя полтора тысячелетия во времена Реформации. Каждое из этих исповеданий, несмотря на различия в вероучении, считает себя истинной Церковью. Дабы упразднить разделяющие их разногласия, протестанты и часть католиков провозгласили принцип «невидимой церкви», к которой, будто бы, принадлежат все искренне верующие во Христа люди, к какой бы церкви или конфессии они не относились. Этот принцип в сознании современных христиан стал главенствующим, и именно его выдвигают в качестве объединяющего начала все неправославные участники экуменического движения.

Учение о «невидимой церкви» находится в логическом противоречии с православным догматом о единстве Христовой Церкви и, как таковое, является экллезиологической ересью. Единство Церкви, в православном его понимании, есть прежде всего единство вероучения и единство Евхаристии. Оно конкретно и непоколебимо, потому что является выражением Богом созданной реальности, которая преобразует всякого, кто причащается её благодатной силы. Главное условие причастности к этой силе есть правильное – православное – исповедание веры и причастие от единого Хлеба и Чаши Святой Евхаристии. Единство же в понимании протестантов и части католического мира это единство чисто морального характера, неопределенное и зыбкое, как неопределенна и зыбка вообще психическая жизнь каждого индивидуума. Это единство чисто внешнего, человеческого порядка, единство политического союза, в котором главной движущей силой является не любовь к Богу, а любовь к человеку, причем не в идеальном, а в актуальном его состоянии.

Именно из такого понимания исходят составители документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», который будет рассматриваться на предстоящем Всеправославном соборе, проведение которого запланировано на лето 2016 г. В проекте документа, опубликованном на официальном сайте Московской Патриархии, сказано: «Верная своей экклезиологии, тождеству своей внутренней структуры и учению древней Церкви семи Вселенских соборов, Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви».

Точность и определенность формулировок, которой отличаются все документы предстоящего Собора, атмосфера открытости и доверия, в которой происходит их обсуждение, не оставляют места для каких-либо спекуляций на тему предательства Православия и церковного объединения с кем бы то ни было. По другому и не могло быть, ибо в их создании участвовало не одно поколение иерархов и богословов Православной Церкви. Надо понимать, что эти документы стали не столько результатом «кабинетной»работы церковных интеллектуалов, сколько итогом многолетних контактов и живого общения с христианским миром. Да, сама специфика этого общения иногда приводила к появлению не вполне корректных с богословской точки зрения документов. Но все эти ошибки, конечно, были учтены при подготовке Всеправославного собора, в чем и можно убедиться, внимательно прочитав проекты соборных документов. Более того, работа над этими документами еще не закончена, а окончательное их утверждение есть дело будущего.

Сегодня можно услышать много критических замечаний по отношению к предстоящему Всеправославному собору, от умеренных и конструктивных до необоснованных и прямо клеветнических. И если первые продиктованы любовью к Церкви, истинной заботой о её единстве, то для других важна не столько истина Православия, сколько желание утвердить собственную значимость, и своё понимание действительно важных и непростых вопросов церковной жизни. Ратуя за благо Церкви, такие критики на самом деле вольно или невольно выступают в роли её разрушителей. Всё это видно из натянутости или прямо клеветнического характера их обвинений, а ещё более из того духа злобы, которыми дышат их письменные и произнесенные на камеру заявления.

Не следует смущаться подобными заявлениями, а уж тем более доверять им. Ибо всё, что делает Церковь, она делает содействием Духа Святого для блага и спасения всех своих членов. Как было сказано выше, церковные соборы всегда есть и будут главнейшим признаком истинности и жизненной силы Православной Церкви. А предстоящий Всеправославный собор, совершающийся впервые за последнюю тысячу лет, есть ещё и свидетельство её духовной зрелости и процветания.


Вот и реакция Синода на Критский собор последовала:
***
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, комментируя решения, принятые сегодня членами Священного Синода Русской Православной Церкви в ходе его заседания, состоявшегося под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Даниловском монастыре в Москве, остановился на вопросе об определении отношения Русской Православной Церкви к Собору, который проходил на Крите 18-26 июня текущего года.

«Священный Синод постановил признать, что состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви», — заявил В.Р. Легойда.

«Вместе с тем в решении Синода подчеркнуто, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса, в то время как проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип», — добавил он.

«Вследствие этого Священный Синод постановил, что состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус», — подчеркнул председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Представитель Церкви также отметил, что документы, обсуждавшиеся в ходе Собора на Крите, решено было передать для изучения Синодальной библейско-богословской комиссии, по итогам которого представить выводы Священному Синоду.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

***

1. первое и главное, пожалуй, — собор-то не Всеправославный!

2. и второе, из первого вытекающее, — все его решения не являются общеобязательными.

Есть и третий пункт: ББК дали поручение рассмотреть, какие решения собора правильные, а какие нет. И нечего тут обижаться, предупреждали ведь заранее, — давайте повременим, подготовимся получше, иначе… «Иначе» и получилось. Интересно, согласны ли сами критские сидельцы на такую ревизию Московской Патриархии, и откажутся ли они теперь, имея веское мнение самой большой Поместной церкви мира, от громкой приставки «Все…»? Что-то мне подсказывает, что вряд ли греки пойдут на попятную, и мы пороге грандиозного межцерковного скандала.

А по-поводу успешной аналитической работы ББК сильно сумлеваюсь: они дело с обвинением в ереси профессора Осипова волынили чуть не два года (а то и больше) и то лишь за тем, чтобы родить совершенно пустопорожний документ. Что говорить об анализе документов Критского собора, над которым десятилетия головы ломали лучшие богословы современного православия!