Одна моя знакомая как-то раз спросила у человека искавшего дорогу на Аркаим, зачем он туда едет и что он хочет увидеть в этих степях. Незадачливый паломник в ответ только пожал плечами. Когда же она поинтересовалась, а не заметил ли он православного монастыря на своем пути, он сильно удивился. «Монастырь?! Какой монастырь?.. Ах, это тот храм на въезде в Кизил?» Оказывается, мужчина даже не подозревал, что здесь, неподалеку от того места куда сотни и тысячи туристов гонят в летние выходные дни свои перегруженные пикниковой амуницией и провиантом авто, находится действующий женский монастырь. И это притом, что монастырскую колокольню можно увидеть еще издалека, а монастырский храм располагается буквально в 20 метрах от трассы на Аркаим.

Как же получается так, что человек христианской культуры, родившийся и выросший в стране с тысячелетней православной традицией, возможно даже крещенный, никакого внимания к духовно значимым местам своей культуры, своей религии не проявляет? Ответ на этот вопрос искать не долго. Дело в том, что у каждой духовной традиции свои центры притяжения, свои святыни. Очевидно, что таким центром для аркаимских паломников является сам Аркаим, с его древним городищем, склепами, жертвенниками; с его «местами силы», «энергетическими столбами», и проч. оккультными сказками. И при этом многие из эзотерических туристов считают себя вполне православными людьми. Но выбор места для паломничества свидетельствует о том, что их духовный компас показывает в сторону противоположную Церкви, в сторону религии древних ариев, неоязычников и теософии.

Откуда же берется эта мистическая сила Аркаима? Влиянием неоязыческих сект, которые только паразитируют на более древних духовных традициях, объяснить популярность этого памятника археологии нельзя. Может быть, тогда религия древних аркаимцев, их культура обладает таким внутренним притяжением, что современному человеку перед ней просто не устоять? На самом деле, это очень легко проверить. Достаточно взглянуть на Аркаим своим собственным трезвым взглядом, а не взглядом журналистов или сектантов, убежденных в загадочной и мистической силе Аркаима, что называется, «априори».

Итак, что мы в действительности имеем на Аркаиме? Следов письменности не обнаружено, особых произведений искусства нет. А то, что есть: следы жилищ, захоронения, несколько статуэток, простейший орнамент на черепках, как-то не очень вяжется с заявлениями о высокой духовности аркаимской культуры. Не чувствуется в них ни мощного творческого импульса, ни парения технической мысли, ни особой духовности, которыми действительно отличались современные Аркаиму цивилизации Египта и Месопотамии. Если не читать об Аркаиме той массы статей, научных и не очень, которыми заполонены сегодня СМИ, то на первый взгляд, а, впрочем, и на все остальные, на Аркаиме не находишь ничего особенного и даже ощущаешь некую пустоту. И в душе, и в кармане, из которого так бездарно и безвозвратно ушли деньги на экскурсию в эту новоявленную «шамбалу». Наверное, эту самую пустоту и хотят заполнить разговорами о какой-то несуществующей духовности те, кому этот ажиотаж вокруг Аркаима чем-либо выгоден.

Как ни странно, но все эти разговоры, которые можно прямо отнести к разряду мифологического творчества, выгодны в первую очередь аркаимским ученым. Мы не знаем, каковы внутренние причины, побуждающие ученых к мифотворческой деятельности, но сами ученые объясняют свое участие в этом процессе следующим образом: «Без возврата к мифологическому мировоззрению нам не выйти из кризиса», — пишет, к примеру, профессор Г.Б. Зданович в одной из своих статей. «Самая главная черта мифологического мировоззрения — это неразрывная связь с природой, космическое осмысление мира. Это миропонимание через космос… То, что было важно для древнего человека, важно и для нас… И вот это ощущение космизма необходимо современному человеку. Мы можем противостоять общечеловеческому кризису — социальному, духовному, экологическому и т.д… Я не хочу сказать, что мы перевернем мир, но это маленькая капелька в создании нового человека, человека нового мировоззрения. И только через возврат к мифологическому мировоззрению, но на новом уровне, мы все должны почувствовать, что мы часть земли, и научиться на ней жить так, как живет ее составная часть, как живет вся природа, как живут все, так сказать, биогеоценозы. Вот это, наверно, самая главная наша задача».

Если перевести эту тираду известного ученого на язык религии, то россиянам (и не только православным) предлагается вернуться к языческому мировоззрению, которое обожествляло и силы природы, создавая при этом целые пантеоны различных божеств. Мы не будем здесь говорить, какую опасность несет в себе реставрация «космического мировоззрения», а только вспомним, что тысячу лет назад перед нашими предками уже стоял вопрос выбора: Христос и Его Евангелие, возвестившее любовь ко всем людям, или старые боги славян, с их жаждой кровавых жертвоприношений, в том числе и человеческих. «Христос!», — ответили на него наши предки массовым обращением к Православной вере, строительством множества храмов по всему лицу земли Русской и благоукрашением их, стоянием за Православную веру даже до смерти перед лицом многочисленных завоевателей, желавших властвовать не только над телом, но и над душой народа. Этот выбор отразился в последующем историческом бытии нашего народа великими свершениями в области религии, культуры, науки, всего того, что мы ныне связываем с понятием Русской цивилизации. Именно с этим понятием, для нас современных россиян, связаны самые высокие свершения человеческого духа, самые прекрасные его творения. Это показывает и последний опрос россиян, кого они хотят ассоциировать с именем России. Великий князь Александр Невский – прославленный Православной Церковью в лике святых за свою верность Православию, преданность Родине и служение народу, стал для большинства ее граждан именем России, воплощением ее идеала.

Получается, что аркаимские ученые прошли мимо этого исторического факта, не заметили его. А имя Александра Невского, как и имена прочих русских святых, оставивших яркий след не только в церковной, но и в гражданской истории России, для них значат много меньше, чем громкое, наполненное облаком самых невероятных мифов, имя «Аркаим». В их глазах оно так велико, что совершенно заслоняет собой действительную, историческую Россию. Поэтому и не замечает рядовой аркаимский «паломник» на своем пути православных храмов, не слышит колокольного звона, не чувствует необходимости в них. Фантастический образ Аркаима переносит его в иное измерение, в котором он теряет всякую ориентацию: и географическую, и политическую, и нравственную. Проповедуя мнимую аркаимскую духовность, человек отрекается не только от своего прошлого, но и от настоящего. И если по внешности он еще гражданин России, то право на гражданство духовное, делающее его наследником достижений тысячелетней Русской цивилизации, христианской по своей сути, он утрачивает…

P.S. Эта статья была написана в 2009 г. Может быть, печально известные события этого года помогут адресатам статьи увидеть ошибочность своего выбора, или, по-крайней мере, обрести уважение к выбору народа.