Доклад сделан в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Неоязычество в России: вера предков или западный оккультизм» проходившей в Магнитогорске 2 марта 2016 г.
Аркаим с самого момента его открытия учеными существует в двух ипостасях, – научной и религиозной. Наука и религия на Аркаиме настолько слиты воедино, что отличить одно от другого неподготовленному человеку очень тяжело. Да это и невозможно, по той причине, что ни одна из сторон, ни ученые, ни сектанты особо друг от друга не дистанцируются. Что дает такой симбиоз сектантам понятно – исторические гипотезы ученых они используют для создания своего вероучения. Археологи, хотя и высказывают порой недовольство таким соседством, но на деле относятся к Аркаиму сектантскому вполне лояльно: исследования в области новых религиозных движений уже давно стали одним из направлений их научной деятельности.
С точки зрения археологии Аркаим без сомнения выдающийся архитектурный памятник древности. Причем такой глубокой, что однозначного толкования этого феномена у ученых нет: одни считают его военным укреплением, другие – обсерваторией, третьи – центром ритуальных практик. Большинство согласно видеть в нем протогород, мини-модель современных мегаполисов, но с экологическим уклоном. К какому этносу или расе принадлежали создатели и поселенцы Аркаима так же доподлинно не известно: на городище и вокруг него археологи не обнаружили следов письменной культуры или хотя бы предметов древнего искусства (рем. – о «человеке смотрящем в небо»). О религиозных воззрениях аркаимских жителей можно судить только по нескольким кострищам, где были обнаружены останки жертвоприношений, нехитрой погребальной утвари, а так же по особенностям архитектурной планировки городища. Несмотря на такую скудость фактического материала, некоторые ученые выдвигают смелые предположения, и видят в Аркаиме прародину ведической и авестийской религиозных традиций.
Параллельно с научными исследованиями, которые ведутся на территории музея-заповедника с 1986 г. на постоянной основе, на Аркаиме развивается и другое направление – оккультно-сектантское. Как свидетельствует аркаимское предание, начало этому движению положил известный российский астролог Павел Глоба, побывавший на Аркаиме в начале 90-х и определивший это место как некий мистический канал связи с космосом. В настоящее время Аркаим стал культовым местом для сотен тысяч людей, которые едут сюда не только со всей России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Кроме как нашествием нельзя назвать то столпотворение, которое можно увидеть в этих краях в ночь на 22 июня. Если бы не свет автомобильных фар, можно было бы подумать, что новый Мамай пришел на Русь, и покрыл кострами и кибитками от края до края всю обозримую степь. Это – так называемые эзотерические туристы, среди которых подавляющее большинство составляют неоязычники. Оставшаяся, меньшая часть, – представители традиционных религий, православные и мусульмане, приехавшие сюда или ради праздного любопытства, или же в надеже оживить здесь свое религиозное чувство.
От нескольких дней, до нескольких недель в этом котле религиозного плюрализма варятся вместе сотни религиозных доктрин и моделей, исповедуя свое мировоззрение порознь и совместно, объединяясь на время для участия в новосозданных аркаимских ритуалах (хождение по каменной спирали, поклонение огню, встреча восхода солнца и т.п.). (Среди этого разношёрстного множества, кстати, есть и представители славяно-русского родноверия, которые считают Аркаим прародиной своих предков славян-ариев). От бурного столкновения и переплетения различных теософий и космогоний, в головах участников этого «фестиваля религий» часто рождаются причудливые религиозные фантазии, которые впоследствии становятся основанием для создания новых сект и оккультных движений. В эти дни здесь любой желающий может поплясать с кришнаитами, послушать лекции по теософии, выйти на контакт с мистическими учителями, поучаствовать в постройке «невидимого храма», очистить карму и сделать еще много чего, о чем говорить не имеет смысла. У нас не хватит ни времени, ни сил для того, чтобы дать религиоведческую классификацию всем этим сектам и религиозным движениям. Есть, конечно, в этой массе несколько направлений, которые являются родительскими для всех остальных, но этот вопрос требует отдельного освещения. Невозможно и систематическое описание самого религиозного феномена Аркаима, так как системой здесь является отсутствие какой-либо системы. Хотя на страницах книги «Духовное поле Аркаима» мною была предпринята попытка дать несколько конечных определений так называемой «религии аркаимитов»:
- На нашей планете, а локально в пределах Аркаима, существует некий канал связи с высшими силами, равный по значимости с такими духовными центрами человечества, как Иерусалим.
- В отличие от прочих духовных центров, являющихся значимыми для представителей какой-либо одной религии, на Аркаиме в общение с высшими силами может вступить последователь любой религии, в том числе и самосочиненной, как отдельно, так и совместно с представителями других религий.
- Гарантией того, что общение состоится, является присутствие и молитва (контакт, обращение, медитация) на одном из холмов в окрестностях Аркаима.
- Для контакта не нужен посредник (жрец, священнослужитель, гуру).
- Контакт состоится независимо от нравственного состояния человека, т.е. никакие заповеди или моральные кодексы его ни к чему не обязывают.
Если привести все эти положения к общему знаменателю, то становится понятно, что сутью религиозного мировоззрения аркаимитов является теологический индифферентизм. Психологически это мировоззрение разрешается или в самообожествление или в атеизм, что, в принципе, одно и то же.
Мы, православные христиане, понимаем, что любой из этих путей приводит человека не только в экзистенциальную пустоту, но и к вечной погибели. Что приводит его на этот путь, почему человек, родившийся и выросший в стране с тысячелетней христианской традицией, для удовлетворения своей духовной жажды выбирает не Православную Церковь, а оккультно-эзотерический омут? Думаю, что ответив на этот вопрос, мы поймем, как помочь нашим соотечественникам обрести истинную веру и полноту жизни в Господе нашем Иисусе Христе.
Для начала попытаемся составить психологический портрет аркаимского неоязычника.
Первое, что сразу бросается в глаза, и о чем было сказано выше, это теологический индифферентизм. Такое безразличие в вопросах вероучения у большинства аркаимских неоязычников не является сознательно избранной картиной религиозного мировоззрения. Это – всего лишь обратная сторона неверия в какую-либо мистическую сторону жизни вообще, которым, увы, до сих пор заражены многие наши соотечественники. Отказавшись от атеистического мировоззрения, человек признает истинными любой духовный опыт, любую религию. Период духовной всеядности, почти неизбежный при переходе от атеизма к вере в божественное начало, к сожалению, может перерасти в сознательное исповедание, если встретившиеся на его пути учителя сумеют убедить человека в отсутствии критериев истинного и ложного в духовной сфере.
Сознательное усвоение модели теологического индифферентизма приводит человека к иррационализму, такому состоянию сознания, при котором человек добровольно отказывается от оперирования логическими категориями при объяснении явлений духовного мира и законов духовной жизни. На первый план в иррациональном мышлении выходят вопросы безусловной некритичной веры. Причем это касается не только теологических концепций неоязычников, но и их вариаций на тему древней истории. Фантастический элемент в них так велик, что можно только удивляться той силе веры, которую имеют к этим мифам их носители. И хотя вера является движущей силой любой религии, аркаимский язычник не замечает, что, к примеру, историчность библейских событий есть общепризнанный факт, а догматы христианской веры формируются в изнеможении разума (Credo quia absurdum est!), в то время как от него требуется простой отказ от его познавательной силы. Но такое требование было бы неисполнимым, если бы учителя языческой «мудрости» не предложили человеку для удовлетворения его интеллектуальных потребностей некий умственный суррогат.
Таким суррогатом у аркаимских неоязычников является наукообразность или псевдонаучность. В издаваемой сектантами литературе часто говорится о реальных или мифических открытиях ученых, используется научная и паранаучнуя терминология, причем все это без каких-либо ссылок на реальные научные труды и источники. Все эти апелляции к науке делаются для того, чтобы обосновать один из краеугольных мифов неоязычества времен постмодернизма – об обладании древними некими оккультными знаниями и способностями, к которым современная наука, будто бы, приблизилась только сейчас. Псевдонаучность – это еще и своеобразная интеллектуальная пилюля, которая позволяет человеку безболезненно перейти к слепой вере в бредни неозыческих учителей. Человек, отказавшийся от рационального познания законов духовной жизни в погоне за «чистой» верой, очень легко поддается обаянию псевдонаучности, так как в его атеистическом прошлом наука имела решающее значение. Во времена, когда наука и религия в нашей стране являлись антагонистами (хотя не столько онтологическими, сколько идеологическими), верующие слыли за людей отсталых в умственном отношении. В новой модели религиозного мировоззрения, которую предлагают людям неоязычники, эти противоречия объявляются разрешенными. Наука в неоязычестве становится не только союзником, но и составной частью этой религии, что и привлекает к этому движению большую массу людей, поверхностно образованных, но сохранивших пиетет к научному знанию («Новый Акрополь» — неогностическое, оккультно-теософское движение; направления: актуализация философский знаний античного мира и востока, теория и практика теософии Блаватской и Рерих).
Первые три характеристики психологического облика аркаимского неоязычника свидетельствуют о невероятной раздробленности сознания и мироощущения человека времен царства масс медиа технологий, раздробленности, которую он неизбежно вносит в свое религиозное мировоззрение. И это даже несмотря на то, что эта раздробленность, хотя и довольно смутно, но все же им осознается. Свое обращение к неоязыческой модели религиозности люди часто объясняют стремлением прикоснуться к мифической мудрости древних, обладая которой, будто бы, можно обрести гармонию с самим собой и с окружающим космосом.
Современный человек живет в таком потоке информации, который он не в состоянии воспринять физически, не говоря уже об аналитическом отношении к получаемым знаниям. Схожесть реальных условий жизни человека и его религиозного миросозерцания позволяет сделать вывод о воспроизведении в неоязыческих религиях того же принципа космичности, что и у их древних единоверцев; это такой принцип, согласно которому в своих теологических построениях человек воспроизводит идеализированную модель взаимоотношений с окружающим миром и социумом.
Надо полагать, что тот же процесс повлиял и на появление коренного отличия в воззрениях современных язычников от представлений их древних предшественников относительно божества. Понимание бога или божественного начала у аркаимских неоязычников более «духовное», универсалистское и экуменическое. По сути это такой монотеистический плюрализм, в котором на первое место ставится единство божественного существа, а на второе – его бесчисленные актуализации в разных религиях. У этого явления, как думается, две причины: культурный контекст монотеистических религий, который является родным для большинства аркаимских неоязычников, и новое глобалистское мироощущение современного человека. В этом виде современное язычество является антиподом традиционных монотеистических религий и умножение последователей этого мировоззрения процесс, скорее всего, неизбежный.
Успешно противодействовать этому сползанию нашего народа в антихристианский теизм, к отрыву от своих духовных и культурных корней, можно и нужно. Для этого необходимо разработать новую методику миссионерства и катехизации, которые будут учитывать, в том числе, и те психологические аспекты в облике современного человека, которые мы постарались рассмотреть в настоящем докладе.
Священник Андрей Гупало