Когда в 1978 ученик 4 «А» класса обыкновенной советской школы на уроке музыки услышал от учителя восторженные отзывы о рок-опере «Иисус Христос – Cуперстар», он еще ничего не знал ни об Иисусе Христе, ни о рок-опере, ни вообще – о религии, которая считалась в стране победившего атеизма опиумом для народа. Не знал он и того, что ровно через 16 лет станет православным священником и напишет свою «рок-оперу», в которой посредством современной музыки попытается рассказать современникам о том, что стало дорого и свято для него самого и для миллионов других людей верующих в Иисуса Христа…

7

Иерей Андрей Гупало, автор музыкальной части мюзикла:
Banner_Romanov_01-copy-1– Идея создания мюзикла родилась у нас давно. Ещё в 2000 году матушка Галина, моя супруга, готовясь к Пасхальному концерту, нашла в нашей семейной библиотеке книгу стихов известного русского поэта, Великого Князя Константина Романова. У него есть замечательная драма в стихах – «Царь Иудейский», которую он написал в 1911 г. Несмотря на библейский сюжет драмы, на благоговейное изображение известных евангельских событий, тогда Священный Синод запретил постановку драмы в России. И только однажды, в 1915 г., вопреки всем запретам, драма была показана на сцене Эрмитажа для небольшого числа зрителей, в основном представителей высшего света…

Больше всего в этом произведении поражает то, что о главном его Лице зритель узнает из повествований других людей, видевших и слышавших Христа. И это не только его друзья, но и враги. Таким образом, складывается цельная картина, можно сказать – художественное полотно, где даже тени играют не меньшую роль в освещении главного, чем светлые штрихи и краски. И это притом, что ни те, ни другие не показывают самого Христа, но мы видим как Он и Его учение отражаются в их жизни, в их сердцах. Следя за разворачивающимися на сцене событиями, зритель поневоле начинает сравнивать себя с одним из персонажей драмы, всматриваться в самого себя, а как Христос и Его Евангелие отразились в его собственном сердце? В этом, по-моему, и заключается уникальность этого замечательного произведения.

Мы, конечно, понимали, что воплотить замысел автора целиком нам не удастся, не тот формат. Но, все же, решились сделать на ее основе пасхальную постановку. Недостающие сцены необходимо было чем-то заполнить и этим «чем-то» стали песни, которые по просьбе матушки Галины были мною написаны. Помню, уже тогда наше творчество произвело сильное впечатление на зрителей. Нам и самим понравилась такая работа. Ведь для реализации этого проекта объединились (причем, совершенно добровольно!) лучшие творческие силы района: музыканты, вокалисты, танцоры, хор. Планировалось показать спектакль в Магнитогорске, но тогда что-то не получилось.

12 лет должно было пройти с тех пор, чтобы в других условиях и в другом месте мюзикл вновь зазвучал. Второе его рождение произошло благодаря творческой работе, которая проводится на базе воскресной школы Кизильского монастыря с самого первого дня его существования. Начиная с 2005 г., в дни празднования Рождества Христова и Пасхи, воспитанники школы совместно с учителями показывали различные театрализованные представления. Среди спектаклей, поставленных нашими юными артистами, самые заметные это: «Ноев ковчег», «Пасхальный колобок» (кукольные), «Две бабочки», «Пасхальный огонёк», «Заколдованный принц», «Дар Богу», «Душа-Царевна». На фестивале православных театров «Возрождение», проходившем в мае 2011 г. в Челябинске, наш самодеятельный театр стал известен под названием «Огонёк». Тогда ребята вполне достойно выступили на сцене Академии Культуры, где показали музыкальную сказку «Душа-Царевна». Участие в фестивале было знаменательным событием не только для монастырской воскресной школы, но и для культурной жизни нашего района. По бурной реакции зрителей на наши спектакли, по восторженным отзывам специалистов, мы поняли, что такое творчество нужно не только нам. Свет любви и добра, заключенный в самой идее православного театра, способен затрагивать самые тайные струны человеческой души, потому что говорит о самом главном: о Боге, о покаянии и милосердии, о прощении и подвиге во имя Бога и ближнего…

aGU4cYd488cВообще, православный театр – это замечательный многоплановый и многоцелевой миссионерский проект. Миссионерская направленность является магистральной линией православного театра. Из этого понимания рождается и особая концепция православного театра – цель важнее, чем средства ее выражения. Не в том смысле, конечно, что «все средства хороши», а в том, что цель является движущей силой всякого творчества. Эта цель – духовное преображение, как самих участников театра, так и их зрителей на основе евангельских истин любви и веры. Этой цели не достичь, если ставить во главу угла саму театральную деятельность. Да, способность к творчеству есть один из самых главных признаков богообразности человеческой души. Но лишь тогда, когда творчество служит возвышенной цели, прославлению Творца, тогда оно становится уже не простым средством самовыражения, а выражением веры, и как таковое может считаться одним из видов христианского богослужения.

Сейчас так много говорится в Церкви о необходимости миссионерской деятельности, разрабатываются программы и формы миссионерства. А у нас, оказывается, уже все для этого есть. Понимание того, что наш театр может послужить этой благой цели, обрадовало и окрылило всех его участников.
zxqtEoYCi9gЕще одним положительным моментом этого проекта стало участие в нем детей принадлежащих к другим религиозным конфессиям и традициям. Несмотря на существенную разницу в мировоззрении, они совершенно естественно влились в наш творческий коллектив. При этом никто, ни организаторы мюзикла, ни сами дети не ставили друг перед другом каких-либо условий. Во время репетиций и выступлений все чувствовали себя единым целым, все были объединены одной задачей: как можно ярче показать зрителю историческую канву евангельского повествования, помочь ему глубже пережить те чувства, которые 2000 лет назад переживали сами участники и очевидцы этих событий. Через эту совместную работу, главные ценности христианской культуры, ее духовный код, становились близки и понятны любому участнику труппы независимо от вероисповедания. И мы видели, как из опыта такого общения рождались самые теплые и дружественные отношения между детьми. Эта дружба уже сегодня помогает ребятам выстраивать добрые и взаимоуважительные отношения друг с другом. Надеемся, что так будет и в будущем.

z2T5GSCu028Еще одна особенность этого проекта заключается в том, что он дал возможность сельским детям, имеющим по сравнению со своими городскими сверстниками меньше возможностей для раскрытия своих природных способностей, в полной мере проявить свои таланты. Когда мы только начинали, трудно было представить, что вот тот или этот ребенок будет участвовать в сложных хореографических номерах, а вот эта стеснительная девочка запоёт так, как будто уже давно окончила класс по эстрадному вокалу. А то, что главные мужские роли исполнят юные девушки, многие из зрителей попросту не заметят! При этом, когда формировалась труппа мюзикла, мы не задавались целью найти для неё талантливых детей, принимали всех, кто пожелает. Но когда начались репетиции, в детях стали открываться таланты, о которых ни мы, ни они сами, даже и не догадывались…

Над новым проектом, мюзиклом «Царь Иудейский», наш театр начал работать с июля 2011 г. Как и 10 лет назад, к этой работе подключились лучшие творческие силы, среди которых Кизильские Дом творчества и Детская школа искусств, артисты и вокалисты из Челябинска, Магнитогорска, Сибая. В основу мюзикла легли авторские, уже готовые аранжировки, тексты и музыка. Конечно, что-то пришлось дописывать, переписывать, и в этом нам очень помог музыкант, звукооператор Евгений Савинов. Без этого человека у нас бы здесь ничего не получилось. Не сосчитать часов, проведенных им в студии звукозаписи и видеомонтажа. Сегодня вообще очень трудно встретить и профессионала в своем деле и одновременно доброго и отзывчивого человека. Евгений в полной мере совместил в себе эти качества. Даже его близкие были вовлечены в творческий процесс: сыновья сыграли такие необходимые роли второго плана, а супруга, Елена, исполнила одну из самых пронзительных песен мюзикла – «Гефсиманский сад»…

Для нас это прежде всего миссионерский проект, и я не думаю, что мы отступаем от канонов Православной Церкви, решая задачи посредством рок-музыки, понятной поколению и отцов, и детей. Ведь в этом мюзикле мы пересказали Евангелие, преподнесли те же христианские истины на языке современного искусства, в русле новой культуры. Хотя мы прекрасно осознавали, что в нашей Церкви есть немало людей, для которых такое явление как рок-музыка неприемлемо. Рок-музыка в их сознании слилась с безбожным, зачастую прямо сатанинским образом жизни и мысли, а значит, ничего общего с христианством у нее быть не может. Это, кончено, верно, но только лишь отчасти. Как явление культуры, рок-музыка является всего лишь инструментом, и от того, в чьих руках находится это инструмент, будет зависеть и то, какое действие рок-музыка окажет на слушателя. Вспомнить хотя бы нашу самую знаменитую рок-оперу советского периода «Юнону и Авось». Для поколения, выросшего в душной атмосфере атеистической идеологии, это произведение было глотком чистого воздуха, отсветом Царства Небесного. Сами авторы рок-оперы во время ее создания обращались со своими первыми молитвами к Богу и Его Пречистой Матери, а выход ее на сцену советского театра наперекор жесткой идеологической цензуре был воспринят всеми как несомненное чудо.

Мы не стали называть наш мюзикл рок-оперой, потому что его отдельные музыкальные номера были написаны в разное время. Только когда этих номеров оказалось столько, что на их основе оказалось возможным выстроить развёрнутое произведение, возникла нужда в его названии. Так и родился мюзикл «Царь Иудейский», в котором тесно перемешаны разные музыкальные стили и направления: от классики и фольклора, до самых современных – рока и регги. Это своего рода – буферная зона, куда может войти любой человек, даже далекий от религии. Но после просмотра мюзикла он уже будет знать самое главное из Евангельской истории: о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его торжественном входе в Иерусалим, Крестной смерти и Воскресении.

Татьяна Иванникова, корреспондент газеты «Кизильский вестник»:
– Я смотрела не премьеру – генеральный прогон. Скажу без преувеличений – была потрясена увиденным и услышанным. Не верилось, что всё это сделано здесь, в Кизиле, что на сцене играют не профессионалы – обычные сельские дети. Декорации, костюмы, свет – всё сделано умело, профессионально. Это действительно прорыв в нашей культуре, это то, что не только не стыдно показать в любом городе России, это то, что надо показывать.

Ирина Александровна Трефилова, режиссёр-постановщик:
– Работа была проделана большая, всё приходилось делать самим. Костюмы, декорации готовили насельницы женского монастыря. В спектакле задействовано 37 человек, в том числе и учащиеся Детской школы искусств, профессиональные вокалисты, которые усилили звучание детских голосов. Все идеи рождались и воплощались постепенно, на протяжении десяти месяцев репетиций! И вот, вроде бы, получилось то, что хотелось. Детей я сразу настраивала: историю эту надо рассказать так, чтобы люди, сидящие в зале, почувствовали на себе любовь Бога, любовь до креста… И конечно же, чтобы дети понимали смысл происходящего на vJqUggMBPn4сцене, мы с ними изучали земную жизнь Господа Иисуса Христа, занимались чтением Евангелия. Бывает, что начав ходить в театр «Огонёк», они начинают посещать и воскресную школу. Это радует. Большую поддержку нам оказал женский монастырь, настоятельница матушка Феодора. Из Магнитогорска на каждую репетицию приезжают светорежиссёр Вячеслав Кузнецов и прихожанка Елена Скиба – в мюзикле она играет роль Понтия Пилата. А в роли Прокулы – девочка из Сибая, Ирина Кулешова. В основном же нашу труппу составляют учащиеся Кизильской школы № 1. Большую работу провела Алёна Тарасова, которая занималась хореографией спектакля и исполнила в нём ведущие партии. В главных ролях играют Александра Козлова (Иоанна), Вика Таркина (Иосиф), Дарья Батхиева (Саддукей), Виктория Заслонова (слепец Вартиной). Поблагодарить хочется очень многих людей: и супругов Савиновых, и директора ДШИ Светлану Александровну Колосову, и начальника отдела культуры Александра Владимировича Коптеева, и заместителя главы района Веру Михайловну Журавлёву. Именно они спасли положение, когда репетиции в Доме творчества оказались под угрозой срыва.

Евгений Савинов, музыкант, звукооператор:
– Для меня участие в этом проекте – честь и радость, поскольку не так часто приходится соприкасаться с музыкальным материалом, имеющим настоящую культурную ценность. Мюзикл уникален, он не имеет аналогов в Российской музыкальной культуре. Для создания образов библейских персонажей отец Андрей Гупало использует богатую палитру выразительных средств современной рок-музыки. Наиболее близким по форме произведением можно назвать спектакль «Юнона и Авось» в постановке Марка Захарова на музыку Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского. Однако, там тема православия звучит лишь сопровождением, тогда как мюзикл «Царь Иудейский» от начала до конца основан на библейских событиях. Не следует сравнивать его и с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. И дело здесь не в разнице бюджетов этих постановок: рассказывая об одних и тех же событиях, авторы говорят о разном. Зритель это почувствует с первых минут просмотра. Замечательно, что в этом проекте работают дети, причём, с нескрываемым удовольствием. То, что они здесь слышат, поют, способствует формированию хорошего музыкального вкуса. Песни из мюзикла уже звучат у них в сотовых телефонах, в значит – «пошли в народ».

* * *

На Пасхальной неделе мюзикл «Царь Иудейский» был дважды показан на сцене Дома творчества с. Кизильского. Причем оба раза зал на 300 мест был заполнен до отказа, люди сидели, стояли в проходах, у самой сцены, даже сидели на полу, а после окончания спектакля долго благодарили участников и создателей мюзикла бурными аплодисментами, криками «браво». Многие из присутствовавших не скрывали своих слез, так глубоко было их переживание Страстей Христовых и Его Воскресения, с которыми они соприкоснулись через творчество юных артистов.

caYYbCoeB3A22 апреля в Неделю Апостола Фомы театр «Огонёк» привез свою работу в г. Магниогорск. На этот раз мюзикл был поставлен на одной из старейших сцен Магнитки в Левобережном ДК. Зал на 500 человек был заполнен почти до отказа. Главными зрителями в этот день были воспитанники детских домов и приютов Магнитогорска. С ними вместе за происходящим на сцене наблюдали и прихожане магнитогорских храмов, и рядовые горожане. Две городские и одна областная телекомпания присутствовали на показе мюзикла. По окончании представления зрители долго и тепло благодарили участников и создателей мюзикла, подходили и спрашивали «лишний билетик» на следующее представление.

29 апреля мюзикл при полном зале был показан на сцене Магнитогорского Дворца оперы и балета. Несмотря на весьма посредственное качество звучания, большие технические неполадки, а порой и полные провалы в музыке, мюзикл все же состоялся. Это еще раз показало, что в работе православного театра самым главным является не техническое обеспечение спектакля, не сценическое мастерство актеров, а те духовные истины, которые театр желает донести до зрителя.
Сегодня, когда у театра позади четыре полноценные постановки мюзикла, в том числе и на двух профессиональных сценах Магнитогорска, когда почти годичная кропотливая и трудоемкая работа воплотилась в жизнь, можно сделать вывод, что цели, которые ставили перед собой создатели мюзикла, вполне достигнуты. Мы были свидетелями того, как одни люди выходя из зрительского зала с заплаканными глазами, говорили о том, что теперь обязательно прочитают Евангелие, другие выражали желание креститься, а протестанты и мусульмане, присутствовавшие на представлении, горячо благодарили создателей и актеров труппы за эту работу.

hW8CT5BxrmAНа сегодня театр «Огонёк» осуществил все запланированные выступления. В следующий раз театр планирует показать свою новую работу в Бредах, где подготовкой к приему труппы и организацией технического оснащения спектакля занимается местный священник, о. Алексий. Хочется верить, что это выступление не станет последним и мюзикл «Царь Иудейский» увидит еще много зрителей в различных городах и весях.

P.S. Интересный факт: во время показа мюзикла на сцене Левобережного ДК г. Магнитогорска, в тот момент, когда сценическое действие изображало шествие на Голгофу, в зале неожиданно сработала пожарная сигнализация, что едва не привело к остановке представления. Через неделю, во время демонстрации мюзикла в Театре оперы и балета, во время показа той же сцены, полностью пропало музыкальное сопровождение и вокальной группе пришлось исполнять песню «Не уходи» что называется акапелла, в полной тишине. И только после того, как Крест был водружён на импровизированную Голгофу, вновь появилась музыка.

Опубликовано 01.05.2012