29 января в Челябинском епархиальном управлении чествовали двух богдановских школьниц, Кристину и Катю. Девочки спасли от посягательства вандалов поклонный крест, установленный в их родном селе на месте строительства православного храма. От имени Митрополита Феофана, богдановских школьниц поблагодарил за мужественный поступок секретарь Челябинской Митрополии протоиерей Игорь Шестаков. Вместе с благодарственными письмами каждой из девочек были вручены памятные подарки: Православная энциклопедия, икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и сотовый телефон. На церемонии награждения присутствовали все челябинские телевизионные каналы и печатные СМИ. После награждения, корреспонденты буквально засыпали девочек вопросами. Причем спрашивали не только о самом происшествии, но и о личной жизни, о вере в Бога. Несмотря на столь необычную обстановку, девочки вели себя вполне естественно, и буквально покорили присутствующих своим обаянием. Как не пытались дотошные журналисты, но им так и не удалось найти признаки, которые бы отличали Катю и Кристину от их российских сверстниц.
Кристина и Катя действительно самые обычные девочки. И таких как они в Богдановке много. Они никогда не ходили в воскресную школу и не посещали по воскресениям и праздникам храм, – их ещё нет в селе. А 100 лет назад были и храм, и, надо полагать, воскресная школа тоже была. После всех потрясений XX века в селе осталась только средняя школа, в которой (как, впрочем, и везде) историю и биологию до сих пор преподают по Дарвину, а большая часть детей «добровольно-принудительно» изучает основы светской этики. А ещё в селе есть тарелки. Не летающие, конечно. Но свои вторжения в жизнь богдановцев они совершают ежедневно, а то и ежечасно. До 40-а телевизионных каналов приносят эти нелетающие объекты в дома сельчан. А это значит, что тот космический мусор, которым забиты сегодня головы жителей Манхэтэна или Москвы, есть и в Богдановке. Разница только в его количестве. Ведь смотреть телевизор богдановцам особо некогда: большую часть года сельчане заняты на полевых работах (Богдановка славится своими фермерами), а ребятишки, кроме школьных занятий, активно занимаются спортом. Но всё же. Образ жизни современного селянина качественно мало чем отличается от городского. Но что-то не так с Богдановкой и её жителями, если взрослые ставят кресты, а дети их спасают.
А ещё в Богдановке мечтают о храме. Настоящем православном храме с куполом и колокольней. И не только мечтают, но уже выкупили проект храма и теперь собирают средства на его возведение. А чтобы дело Божие совершилось как можно скорее, богдановцы с благословения церковного священноначалия открыли молитвенный дом, в котором собираются для богослужения каждую субботу и воскресенье. Откуда в Богдановке такая тяга к духовной жизни, сказать сложно. Ведь в районе есть села и многолюднее, и богаче, и даже со своим храмом, как в селе Кацбахском. Но, ни в одном Кизильском селе нет такого горячего желания церковной жизни, как в Богдановском. Может быть, причины такой активности кроются в истории села?
Краеведы из Кизильского женского монастыря уже писали о судьбе двух богдановских монахинь и их близких, которых в конце 20-х годов XXстолетия большевики выслали из села за исповедание веры в Бога. Безбожная власть потребовала, чтобы жители села уничтожили свои домашние иконы. Те, кто игнорировал это ультиматум, лишались жилища, имущества и отправлялись в бессрочную ссылку в голые казахские степи. Тётка и племянница Иванниковы, а так же их престарелый родственник, иконы не сняли. «С Богом родился, с Богом и умру», – сказал безбожникам немощный телом, но крепкий духом старец. Их погрузили на подводы и увезли в сторону Карталов. О дальнейшей судьбе этих исповедников ничего неизвестно. Но их поступок остался в памяти богдановцев, чтобы сегодня стать ещё одним свидетельством силы христианской веры перед лицом гонителей и ненавистников Церкви…
О совершившемся в Богдановке акте вандализма писали практически все российские СМИ. И все они ставили это преступление в один ряд с теми актами кощунства, которые прокатились по России в последнее время. Главный акцент в этих сообщениях был сделан на самом преступлении и на ходе следствия. О спасительницах креста упоминалось лишь вскользь: в сообщениях они фигурировали под именем «местных жителей».
Но очень скоро о случившемся в Богдановке заговорили совсем в ином ключе. Журналисты наперебой вдруг заговорили о замечательных богдановских школьницах Кате и Кристине и о подвиге (никак не меньше!), который они совершили. Но раньше, чем это сделали журналисты, подвиг девочек отметили посетители информационных порталов. Большинство комментариев к статьям, посвящённым богдановскому происшествию, состояло из благодарных возгласов и похвал в адрес спасительниц Креста: «Молодцы, девчонки!», «Умнички!» и т.п. Такая реакция простых людей, по-видимому, сильно озадачила и администрацию информационных сайтов, и тех, кого на языке интернет-сообщества принято называть троллями.
Тролли – это особый вид мелких интернет-пакостников, которые за деньги зарубежных спонсоров или бескорыстно (что тоже иногда случается) ведут информационную войну против неугодных спонсорам людей, партий или сообществ. Особым нападкам со стороны троллей в последнее время подвергается Русская Православная Церковь. Любая информация о Церкви – положительная или отрицательная – сопровождается этими «героями невидимого фронта» такой массой сквернословия и клеветы, что у неискушённого читателя невольно складывается ложное впечатление о церковной жизни. И хотя вся эта грязь выливается в комментариях и блогах, те, кто занимаются «троллингом», прекрасно понимают, что читатель обязательно клюнет на их писанину. Поверит – станет ещё одним троллем больше. Не поверит – так хотя бы настроение себе испортит. Отдельные возражения со стороны здравомыслящих людей, тут же топятся в словесном поносе, которую тролли изливают на всякого, кто осмелится им перечить. Приобретя такой опыт коммуникации нормальный человек старается обходить места традиционного скопления троллей, чтобы случайно не осквернить свои ум и сердце их словесным ядом.
И вот, когда казалось, что антицерковный «троллинг» на просторах интернета восторжествовал, вдруг случается непредсказуемое: в комментариях к сообщению о богдановском происшествии читатели стали помещать только положительные отзывы, только похвальные слова и эпитеты. И что ещё удивляет, так это полное (или почти полное) отсутствие антицерковной полемики! То ли от неожиданности, то ли от удивления, но тролли вдруг замолчали. Или притаились. Никто не кричит о насильственной клерикализации общества – крест посреди села поставили сами жители, никто не заступается за кощунников – вандалы, они и в Африке вандалы, никто не упрекает церковную иерархию за отсутствие христианской любви к врагам – акт вандализма оскорбил чувства простых россиян, а не одних только «злых и мстительных попов».
Но, пожалуй, самой главной причиной молчания троллей стало то, что спасли православный крест от поругания не казаки с нагайками и не полицейский с дубинкой, а простые русские девочки. Ведь именно на молодёжь рассчитывали в своей борьбе с Церковью её враги. Все антицерковные акции последних месяцев совершались именно с участием молодежи. Даже порномоделей из PR-группы в прессе и на телевидении называли не иначе как «девочками». Делалось всё, чтобы дать молодым людям, с ещё не сложившейся психикой и мировоззрением, импульс к определённого рода поступкам. И, надо сказать, недругам Церкви это отчасти удалось. Антицерковными настроениями заразилась значительная часть студенческой молодёжи. Так, на «круглом столе», проходившем в октябре 2012 г. в Магнитогорской Академии госслужбы, половина его участников, состоявшая из студентов этого ВУЗа, выступила в защиту московских кощунниц. О главе же Русской Православной Церкви, Патриархе Кирилле, те же самые участники отзывались так грубо и пренебрежительно, что даже заслужили гневный выговор от одного из ведущих. В эти же дни одна магнитогорская газета опубликовала заметку под названием «Революция – это молодёжно!» Газета с нескрываемым удовольствием смаковала детали граффити-акции, проведённой неизвестными в надземном переходе Арена-Металлург. В ходе акции стены перехода были расписаны лозунгами типа: «Свободу PussyRiot» и «Революция – это круто». Всё это заставляло думать, что российская молодежь всё больше и больше втягивается в организованную кем-то кампанию по дискредитации Церкви. Так, по крайней мере, могло показаться ещё вчера. Но сегодня…
Сегодня есть Кристина и Катя, есть спасенный ими поклонный Крест, есть благодарность людей за совершенный ими подвиг. Поэтому, и церемония их награждения в Челябинской митрополии выглядела совершенно естественно, без всякой натянутости и чрезмерного пафоса. Как вполне естественным был поступок Кристины и Кати, совершивших его по зову души, от чистого сердца. И хочется верить, что, не смотря на всю злобу троллей, точно такие же сердца бьются сегодня в груди большинства их сверстников. А это значит, что у нашей страны, нашего народа и нашей Церкви есть будущее.