И Вас, Марек, с праздником святых равноапостольных Кирилла И Мефодия! Да, жаль, что между христианами нет взаимопонимания, и не только между католиками и православными, но часто даже между единоверцами. Не знаю, как у Вас в Чехии, но у нас в России никаких экуменических контактов нет и быть не может. Православный народ само слово «экуменизм» на дух не переносит.

Я, честно говоря, тоже противник таких экуменических контактов, когда всякое различие в вере перестает существовать, или, вернее, быть существенным. Считаю, что мы с католиками, да и с протестантами (традиционными, разумеется) и без всякого экуменизма можем делать то, что считаем самым важным — проповедовать Крестную смерть и Воскресение во плоти Господа Иисуса Христа. Зачем ради этого создавать какие-то совместные институты — не понимаю. Тем более Вы сами видите, как не только в догматах, но часто и в самом образе жизни христиане разных конфессий отличаются друг от друга.

То, что все мы, и православные, и католики, и протестанты — добропорядочные граждане, еще не говорит о нашем христианстве. Таких полно и среди атеистов (кстати, как мне известно, по их количеству Чехия стоит на первом месте в мире!), и среди иудеев, и среди мусульман. Но в христианстве гораздо важнее внутренняя, сердечная жизнь, устроение душевного храма. А эту разницу, увы, видят немногие, не видят ее протестанты и, к сожалению, не видят ее и католики. Для тех и других более важными являются внешние проявления веры. И те и другие слепо верят, только одни в авторитет папы, другие — в авторитет Книги. И те, и другие не хотят признать своей исторической вины в том расколе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, который они каждый в свое время учинили. И у тех и других после этого хватает смелости обвинять в отсутствии любви Православную Церковь, которая никого никогда не отлучала и не анафематствовала, как это сделал кардинал Гумберт с товарищами, которая до сих пор ждет, что и католики и протестанты вернутся в лоно Единой неразделенной Церкви. Поэтому, сегодняшние призывы к экуменическому единству, раздающиеся во имя якобы христианской любви, ничто иное, как попытка скрыть эту свою потаенную нелюбовь к Православию, свое несогласие с соборными постановлениями Церкви, свое нежелание увидеть и исправить ошибки своих отцов.

Неправославные христиане подобны человеку, который жил раньше в мире и любви в одном доме со своими братьями, потом произвел мятеж в своей собственной семье, настроил против семьи еще нескольких братьев, проклял оставшихся и ушел из дома. Прошло много лет и вот мятежный брат возвращается и говорит оставшимся в дому: я считаю, что я проклял вас за дело. Но это пустяки, давайте теперь жить дружно. Как Вы думаете, это слова продиктованы любовью или каким-то другими чувствами?

Так что, у православных христиан есть все основания не доверять заверениям в любви, которые они слышат сегодня со стороны католиков и протестантов. Мы прекрасно понимаем, что за этими призывами последует самое страшное, то на что в здравом уме никто из православных не согласится, — предложение признать веру католиков и протестантов правильной, а значит согласиться, что Святое Православие ошибка и заблуждение.

Вот, что такое экуменизм, Марек. Не дай Бог нам в него погрязнуть, тогда антихрист возьмет нас тепленькими. Ведь ему и нужные «теплые» христиане. Те же, кто горит духом, как и Господь нам заповедал, даже пройдя путями католицизма и протестантизма, непременно придут к Православию, проповедниками и защитниками которого были и есть свв. братья Кирилл и Мефодий!