Думаю, что тему нашего сегодняшнего круглого стола необходимо расширить, а вернее, рассмотреть ее в ракурсе тех проблем, которые возникают сегодня в любой стране, в любом государстве в связи с процессами глобализации. Без этого нам не понять тех процессов, которые сегодня приводят в действие механизмы по разрушению нашего общества и государства. То, что они разрушительны, не вызывает никакого сомнения. Достаточно посмотреть на то, что вандалы сделали с поклонными Крестами в п. Смеловском, чтобы понять, что силам, стоящим за этой и прочими акциями вандализма, прокатившимися по нашей стране в последнее время, нечего предложить обществу, кроме старой идеи о разрушении ветхого мира, без чего, якобы ничего нового не построишь. Но в отличие от тех прежних, новые интернационалисты ничего нового строить не собираются. Хаос – политический, экономический, культурный – вот то, что является их целью. Лозунг первых русских революционеров: «Чем хуже – тем лучше», воспринят их духовными потомками совершенно однобоко, что свидетельствует об убогости их политического и культурного сознания. Самое большее, на что они могут рассчитывать, это сомнительная слава Герострата, которая будет забыта будущими поколениями, если, конечно, мы найдем силы и способы остановить это движение. В противном случае наше будущее под вопросом.

Итак, первое, на что хотелось бы обратить внимание уважаемых собеседников, это Декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Декларация эта провозглашает ряд неотъемлемых прав человека, которые принадлежат ему по природе, т.е. по факту принадлежности к человеческому роду. Этими правами определяется достоинство человека независимо от его расовой, национальной или религиозной принадлежности. Одно из этих прав – свобода совести. Согласно с ним человек свободен самостоятельно формулировать свое мировоззрение, свои экзистенциальные и моральные принципы. Это право сегодня законодательно закреплено в конституциях большинства стран, в том числе и в Российской Конституции. Какой вывод можно сделать из этого? Самый простой: одно из главных качеств человека, по которому и определяется его достоинство, это совесть. Совесть – чувство неизвестное ни одному другому существу во Вселенной, кроме человека. Совесть важный регулятор межличностных и общественных отношений. Ее наличие определяет не только моральные принципы индивидуума, но и весь спектр правовых отношений существующих в обществе. Человек без совести это, собственно, даже и не человек, а только биологический компьютер. Поэтому сложно представить, каким был бы наш мир, если бы люди не обладали этой уникальной способностью. В контексте религиозного мировоззрения, совесть – это особый дар Божий, данный человеку для различения добра и зла, пользы и вреда для духовной жизни человека.

Декларация прав человека не дает четкого определения самому человеку. Но даже из нее становится понятно, что таковым является человек совестливый. Ведь без совести невозможно было бы ни сформулировать эту декларацию, ни признать ее всеобщей нормой для всех времен и народов. Однако сегодня всеобщей мировой тенденцией стало игнорирование или извращение этой основополагающей истины. Сегодня не только в среде маргиналов от культуры, но и на уровне высокой политики право на свободу совести понимается как право на свободу от совести, т.е. от каких бы то ни было моральных категорий, существующих в любом человеческом обществе и определяющих особенности его культуры и менталитета. Подтверждением этому является лоббирование западными политиками интересов извращенцев-содомитов, как в своих странах, так и у нас, в России. То, о чем прежде неприлично было и упоминать в культурном обществе, сегодня стало узаконенной нормой поведения во многих странах Запада. К примеру, совсем недавно в армии США были легализованы зоофилия и педерастия. После практически повсеместного признания на Западе прав гомосексуалистов, уже стали раздаваться голоса в защиту прав педофилов. Из всего этого мы видим, что под лозунгом защиты прав человека, в западном мире сегодня ведется наступление на право человека быть человеком, попирается его основополагающее право – право на чувство совести. Ей – совести – в законодательном порядке приказано замолчать, а всякие ее проявления считаются попранием прав человека.

По причине усовершенствования средств и скорости коммуникации, этот процесс расчеловечения проникает сегодня во все уголки земного шара. И наша страна не исключение. Более того, оторванный от своей культуры и традиционных ценностей за годы безбожной советской власти, наш народ стал питательной почвой для деструктивных сил, обосновавшихся в нашей стране с начала 90-х годов. Тотальное убийство нерожденных младенцев, детская проституция и наркомания, преступность и коррупция стали следствием того образа жизни, который стал насаждаться нашему народу с телеэкранов, через интернет, через различные зарубежные общественные фонды. Этому способствовало и отсутствие преподавания элементарных этических норм и духовной культуры в наших школах. К концу XX в. в России разразилась настоящая национальная катастрофа. Особенно она коснулась русского народа, духовные традиции и культура которого подверглись наибольшему разрушению.

Вместе с передовыми деятелями культуры и науки все эти годы Церковь била тревогу, пыталась как-то вмешаться в этот процесс деградации и депопуляции российского народа. Для преодоления кризиса, Церковь, кроме всего прочего, предлагала ввести в школьную программу преподавание основ религиозной культуры. Известно, какое противодействие было оказано со стороны Министерства образования России этому проекту. Это противостояние Церкви и «минобра» длилось почти 20 лет. За это время в России выросло новое поколение людей, имеющих крайне размытое представление о нравственных ценностях. 20 лет наши дети были лишены знаний о морально-этических нормах, а совесть превратилась для них в бесполезную абстрактную категорию, никак не связанную с реальной жизнью. В этих условиях, проповедь «естественного» происхождения нравственности, упрощение ее до степени продукта социального бытия, не только контрпродуктивно, но и преступно. Воспитание совести, как и любого другого чисто человеческого чувства, долгий и трудный педагогический процесс. Недаром, во все времена и у всех народов воспитание нравственных чувств молодежи являлось предметом особого попечения со стороны семьи и общества.

Сегодня, слава Богу, этот вопрос решен, — в наших школах введено преподавание основ религиозной культуры и светской этики. Но это только начало того пути, который предстоит нам пройти ради восстановления нашего национального культурного кода, нашего национального самосознания.

Доклад был сделан на круглом столе, в марте 2013 г. в рамках празднования Дня православной книги. Организаторами мероприятия выступили отдел культуры Магнитогорской епархии и Центральная городская библиотека.